2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 11:43 
Аватара пользователя
Задача из пятитомника Мякишева (10-11 классы).
На оси центробежной машины закреплена нить длиной $l=12,5$ см, на конце которой находится маленький шарик. Найдите угол $\alpha$ между нитью и вертикалью, если машина вращается с частотой $\nu_1=1$ Гц ($\nu_2=2$ Гц).
Ответ: Уравнение движения имеет два решения: $\alpha_1=0$ и $\alpha_2=\arccos \frac{g}{\omega^2l}$, где $\omega=2\pi\nu$. Во втором случае имеют место оба решения: $\alpha_1=0$ (при этом шарик находится в положении неустойчивого равновесия) и $\alpha_2=60^o$. В первом случае имеет место только решение $\alpha_1=0$.

Мое решение:
Уравнение движения: $\vec{N}+m\vec{g}=m\vec{a}_n \Leftrightarrow $ $ \begin{cases}
N\sin\alpha=m\omega^2l\sin \alpha\\
N\cos\alpha-mg=0
\end{cases} \Leftrightarrow $ $\begin{bmatrix}
\begin{cases}
\alpha=0\;\;\;\;\;\;\;\;\;\;\;\;\,\,\\
N=mg
\end{cases}\\\\
\begin{cases}
N=m\omega^2l\\
\alpha=\arccos\frac{g}{\omega^2l}
\end{cases}
\end{.}$.
Очевидно, что в первом случае имеет место одно решение, а во втором — оба. Здесь мне все ясно.
Но в ответе еще написано о неустойчивом равновесии. То есть, предполагается, что учащийся 10 класса сам должен это установить. Но мы такого никогда не делали, да и в самом Мякишеве (профильный уровень) ничего не говорится про неустойчивые равновесия и о том как это показывать. Хотелось бы что бы кто-нибудь мне показал на примере данной задачки как подробно показать школьными методами неустойчивость равновесия $\alpha=0$ при достаточно большой частоте вращения центробежной машины. Меня интересует как оформлять данные выкладки. Заранее спасибо.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 13:44 
Аватара пользователя
Я думаю, надо посмотреть, куда будет направлена возвращающая сила при малом отклонении от положения равновесия. Поскольку у нас тут вращающаяся система, а центробежной силы мы не проходим, то вместо этого надо сравнивать центростремительное ускорение с тем, которое необходимо для движения по окружности. Если центростремительное ускорение больше - тело приближается к оси вращения, если меньше - удаляется (при начальной скорости точно по касательной к окружности).

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 15:07 
Аватара пользователя
Пусть, $\alpha '$ - это малый угол на который отклонился маятник от вертикали.
Тогда центростремительное ускорение, которое необходимо для движения по окружности равно $a_n=\omega^2l\sin\alpha '$.
А как найти фактическое ускорение шарика?

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 15:43 
larkova_alina в сообщении #742333 писал(а):
На оси центробежной машины закреплена нить длиной $l=12,5$ см, на конце которой находится маленький шарик. Найдите угол $\alpha$ между нитью и вертикалью,

Мне вот уже это непонятно. Я уж не говорю о том, что не имею ни малейшего понятия о том, что такое "центробежная машина". И даже почему именно нить -- бог с ней, с нитью. Хуже другое: в какой именно момент угол-то?...

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 15:48 
Аватара пользователя
По закону Ньютона, вычисляя $\vec{N}+m\vec{g}.$

А, вижу проблему. Не хватает уравнения, задающего направление вектора ускорения.

Можно сказать, что при малом отклонении от положения равновесия траектория на начальном участке будет мало отличаться от движения по равновесной окружности, то есть будет лежать в плоскости, почти горизонтальной. А в какой плоскости лежит траектория, в той лежит и вектор ускорения. Поэтому, можно приближённо (для малых отклонений от положения равновесия) считать, что вектор ускорения горизонтален, как и в равновесном случае.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 15:49 
Аватара пользователя
ewert, видимо имеются в виду те углы, при которых сам этот угол меняться не будет.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 15:52 
Аватара пользователя
ewert в сообщении #742411 писал(а):
Я уж не говорю о том, что не имею ни малейшего понятия о том, что такое "центробежная машина".

(Оффтоп)

Не имеете - не лезьте. Чего вам в разделе "Физика" неймётся?

"Центробежная машина" - это стандартная лабораторная работа, выглядит вот так:
Изображение

ewert в сообщении #742411 писал(а):
Хуже другое: в какой именно момент угол-то?...

Безразлично в какой, подразумевается установившееся движение.

(Оффтоп)

Если вы не в курсе о том, что подразумевается, повторяю: не лезьте!

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 16:06 

(Оффтоп)

Munin в сообщении #742418 писал(а):
"Центробежная машина" - это стандартная лабораторная работа, выглядит вот так:
Изображение

Таких машин не бывает. Даже и никогда не бывало. Даже на лабах. Шарику на нитке в данной конструкции абсолютно плевать, к чему он там подвешен.

Munin в сообщении #742418 писал(а):
подразумевается установившееся движение.

Оно не может подразумеваться, т.к. не подразумевается никакой диссипации.

Даже физикам иногда полезнее жевать, чем говорить. Ибо процесс жевания допускает возможность немножко подумать; процесс же говорения -- ни разу.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 16:16 
Аватара пользователя
ewert, знаете, меня тоже не покидает стойкое чувство того, что шарик вообще должен висеть отвесно и неподвижно.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 16:31 

(Оффтоп)

larkova_alina в сообщении #742437 писал(а):
шарик вообще должен висеть отвесно и неподвижно.

Ну почему же. Он может даже и крутиться по более-менее эллипсу (в первом приближении). Но вот чего тут нет ни разу -- так это машины, пусть даже захудалой.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 16:43 
Аватара пользователя

(Оффтоп)

ewert в сообщении #742429 писал(а):
аких машин не бывает. Даже и никогда не бывало. Даже на лабах. Шарику на нитке в данной конструкции абсолютно плевать, к чему он там подвешен.

Очень жаль, что вы на лабах никогда не были. Даже в школе. Идеального положения точки подвеса на оси добиться невозможно (особенно при такой шаткой конструкции), и отклонения всегда будут заставлять шарик вращаться. Разумеется, за это отвечают более сложные эффекты, которыми школьников не "грузят" (как минимум, резонанс). Но ваше топорное вмешательство в тему с такими замечаниями совершенно не оправдано.

ewert в сообщении #742429 писал(а):
Оно не может подразумеваться, т.к. не подразумевается никакой диссипации.

Подразумевается, хотя бы в виде трения о воздух. Прекращайте свою диверсию. Не мешайте людям решать учебные задачи.

ewert в сообщении #742429 писал(а):
Даже физикам иногда полезнее жевать, чем говорить.

В данном случае, это полезнее вам.


larkova_alina в сообщении #742437 писал(а):
ewert, знаете, меня тоже не покидает стойкое чувство того, что шарик вообще должен висеть отвесно и неподвижно.

Отвлекитесь от математики и вспомните физику. В физике не бывает идеальных точек, точного совпадения и прочих идеальностей. В физике нить закручивается, шарик болтается, и т. д. и т. п.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 21:12 
Munin в сообщении #742418 писал(а):
Центробежная машина" - это стандартная лабораторная работа, выглядит вот так:
Изображение


как видно из рисунка точка подвеса маятника находится на оси вращения платформы. Т.е. эта точка неподвижна. Это просто сферический маятник, вращение платформы на него влияния не оказывает. Напрасно спрашивать этого Munin-а причем здесь вращающаяся платформа.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 21:53 
Аватара пользователя
Oleg Zubelevich в сообщении #742677 писал(а):
Т.е. эта точка неподвижна.

Для математиков да, для физиков - нет.

Oleg Zubelevich в сообщении #742677 писал(а):
Напрасно спрашивать этого Munin-а причем здесь вращающаяся платформа.

Напрасно ждать от формалистических долдонов понимания, в чём состоит физическая задача.

-- 02.07.2013 22:55:33 --

(Оффтоп)

P. S. Замечу, в разделе есть физики, только и мечтающие, чтобы чем-нибудь посадить меня в лужу. Но они здесь не появились. А два математика - тут как тут.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 22:33 
Аватара пользователя
larkova_alina в сообщении #742333 писал(а):
...во втором — оба. Здесь мне все ясно.
Но в ответе еще написано о неустойчивом равновесии. То есть, предполагается, что учащийся 10 класса сам должен это установить. Но мы такого никогда не делали, да и в самом Мякишеве (профильный уровень) ничего не говорится про неустойчивые равновесия и о том как это показывать. Хотелось бы что бы кто-нибудь мне показал на примере данной задачки как подробно показать школьными методами неустойчивость равновесия $\alpha=0$ при достаточно большой частоте вращения центробежной машины. Меня интересует как оформлять данные выкладки. Заранее спасибо.

Просто сравните энергии вариантов. Чья меньше, тот и прав устойчив.

 
 
 
 Re: Неустойчивое равновесие в школьной задачке.
Сообщение02.07.2013, 23:07 
Аватара пользователя
Утундрий, может оказать так, что два эти состояния есть локальные минимумы потенциальной энергии.

 
 
 [ Сообщений: 35 ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group