2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 15  След.
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 08:06 
Заблокирован


21/03/13

175
Stan Slapenarski в сообщении #700853 писал(а):
Есть отдельные, явно сочувствующие мировоззрению о единстве реальности (мне не удалось подобрать более подходящего и объемлющего термина) физики (например, тот же Капра, написавший «Дао физики»)


А что по этому поводу говорит наука? ( Вы наверное имели ввиду что на основе данного мировоззрения можно соединить мир физики и мир сознания.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 10:21 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930
Stan Slapenarski в сообщении #700853 писал(а):
Я продолжаю разбираться в этом и, например, сейчас потихоньку читаю книгу Менского



А почему не почитать вначале Гейзенберга и Шредингера , основателей квантовой механики – о влиянии на их взгляды в физике индийской ( мистической) философии. У них книги и статьи на эту тему есть. Шредингер позже вообще стал искать "физическую реальность" в индийской философии. Любой не псевдофизик это знает.
Любопытно, что физикам вообще присуще философствовать. Не припоминаю ни одного из крупных физиков ( ну , может , кроме советских, у которых философия была одна -ленинская, любая другая философия была наказуема ), которые бы не философствовали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 10:57 
Заблокирован


21/03/13

175
По-моему, чем хороша физика? Тем что есть "механизм" который позволяет входить в область определения физики. Этот "механизм" как бы жестко определяет что должно быть принято, а что отвергнуто.
В философии этого нет. Там каждое "свое" мало мальски профессиональное мнение может быть "зачитано".
Это накладывает определенные обязательства. Обязательства знания основных "аксиом" и умения ими пользоваться. т.е. подразумевает - уровень. Что ниже этого уровня - тут же отвергается, даже не рассматриваясь.
Соединение физики и психологии уже необходимо подразумевает знания и в той и той дисциплине на уровне знающего ученого. Пока в данной теме такого нет мне кажется. ( Включая и меня.) Таким образом все диалоги протекают лишь как частные мнения не вполне подготовленных людей. Но это также имеет свои плюсы. В частности можно узнать нечто новое.

-- 25.03.2013, 12:00 --

Шимпанзе в сообщении #701051 писал(а):
У них книги и статьи на эту тему есть. Шредингер позже вообще стал искать "физическую реальность" в индийской философии.


Но ведь и в физике есть собственный взгляд на эти вещи. Почему его бы не учитывать. Зачем обращаться к аналогиям, когда физика очень точно все рассматривает. Возьмите КМ, или КТП.

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 11:10 
Заслуженный участник


27/07/12
1405
САФУ Архангельск
Философия в физике начинается не раньше того момента, когда получены такие данные, что нуждаются в вписывании в привычное мировоззрение ученого. И эта философия имеет весьма иное предназначение и смысл, чем остальная философия. Это мы её называем философией и её включают в университетский курс. А для ученых - это просто рабочая процедура улучшения понимания результатов, перестройки мышления. Собственно, это единственная философия, в которой по настоящему нуждается наука.

Цитата:
Но ведь и в физике есть собственный взгляд на эти вещи. Почему его бы не учитывать. Зачем обращаться к аналогиям, когда физика очень точно все рассматривает. Возьмите КМ, или КТП.


боюсь единственный подход, который может правильно привязать физику к восточным представлениям (если это вообще возможно) - это развивать физику до такого уровня, где внезапно начнутся обнаруживаться качественно схожие вещи, не более того. Искать-то можно сколько угодно. Вопрос в том, как формализовать найденное и сделать его доступным для изучения объективно. А то будет как у Вуда. "Банан большой, а кожура ещё больше!"

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 11:15 
Заблокирован


21/03/13

175
Sergey K в сообщении #701061 писал(а):
Искать-то можно сколько угодно. Вопрос в том, как формализовать найденное и сделать его доступным для изучения.


Согласен. Я только хотел сказать о том что согласование тех или иных дисциплин, необходимо предусматривает какой либо базис. Так вот лучше бы этот базис был - мировоззрение "физика", а не мировоззрение"философа"или "теолога".

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 12:12 
Аватара пользователя


23/03/13
150
Шимпанзе писал(а):
А почему не почитать вначале Гейзенберга и Шредингера , основателей квантовой механики - о влиянии на их взгляды в физике индийской ( мистической) философии.

А потому, что это уже не вначале. :-)

KONCTANTIN писал(а):
А что по этому поводу говорит наука? ( Вы наверное имели ввиду что на основе данного мировоззрения можно соединить мир физики и мир сознания.)

Ну, я об этом и пишу, поэтому сейчас дополню написанное.

Единого, общего для всех сочувствующих, мировоззрения нет. Я употребил этот термин как объединяющее название для самых различных учений, например, во временном диапазоне, от даосизма до бомовской интерпретации квантовой механики, не говоря уже о разных примазывающихся фриках и/или адептах религий или New Age. Также, насколько я знаю, нет такого учения, проработанного до уровня новых количественных экспериментальных предсказаний. Что, кстати, может быть связано с разницей между безумной* и чокнутой** теориями. :-)
---
* «Ваша теория безумна, но недостаточно безумна, чтобы быть истинной».
(Нильс Хенрик Давид Бор – Вольфгангу Паули касательно электронного спина).
** «50 очков за заявления, что у вас есть революционная теория, но она не имеет конкретных проверяемых предсказаний».
John Baez «Признаки чокнутой теории», (последний, самый высоко оцениваемый пункт).
---

«К счастью, мы еще за несколько дней до того успели обнаружить, что оба наших мудреца ни во что не ставят доктора Иллингворта из Эдинбурга, и это спасло нас. В дальнейшем стоило нам только упомянуть имя шотландского зоолога, как назревающие ссоры моментально стихали, оба профессора заключали временный союз и дружно накидывались на своего общего соперника».
Артур Конан Дойль «Затерянный мир»


Нет мнения «науки вообще», а есть мнения конкретных ученых, среди которых тоже нет единства по этому поводу. Например, как я уже писал, есть более десятка интерпретаций квантовой механики. А для построения интерпретации научной теории уже могут привлекаться дополнительные философские принципы, что я могу проиллюстрировать классической полемикой Эйнштейна и Бора по поводу ЭПР–парадокса и полноты квантовой механики.

В частности, поскольку я сам – не физик и не философ, а философствующий математик, то я не могу утверждать, что мое понимание квантовой механики не изменится под влиянием критики со стороны физиков или философов. Лично у меня сложилось мнение, что, на данный момент, соединения между миром физики и миром сознания нет, без дополнительных предположений, вроде предположения о квантовой природе сознания. Но это уже, как по мне, не научное, и даже не натурфилософское предположение, а философское, причем довольно странное и сильное.

Sergey K писал(а):
Вопрос в том, как формализовать найденное и сделать его доступным для изучения объективно. А то будет как у Вуда. "Банан большой, а кожура ещё больше!"

Ну, с бананом-то как раз получилось объективно проверяемое высказывание. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 12:23 
Заблокирован


21/03/13

175
Stan Slapenarski в сообщении #701076 писал(а):
Нет мнения «науки вообще», а есть мнения конкретных ученых, среди которых тоже нет единства по этому поводу.


Такого понятия как "науки вообще" мне кажется нет. Когда я говорил о науке, то имел ввиду конкретную науку : физику, химию, математику?, биологию и т.п.
Насчет единства вы не правы по- моему. В физике есть уравнения Ньютона, Шредингера, и т.п. Их применяют все. Эти уравнения позволяют добиваться конкретных результатов.
Stan Slapenarski в сообщении #701076 писал(а):
Лично у меня сложилось мнение, что, на данный момент, соединения между миром физики и миром сознания нет, без дополнительных предположений, вроде предположения о квантовой природе сознания.


Что значит "квантовая природа сознания"?

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 13:33 
Аватара пользователя


23/03/13
150
Цитата:
Такого понятия как "науки вообще" мне кажется нет. Когда я говорил о науке, то имел ввиду конкретную науку : физику, химию, математику?, биологию и т.п.

Тогда я думаю, что проблема соединения между миром физики и миром сознания лежит за пределами науки. Во всяком случае, я сейчас не могу припомнить конкретной науки, к предмету которой эта проблема бы относилась. И уж к математике она точно не относится. :-)

Цитата:
Насчет единства вы не правы по- моему. В физике есть уравнения Ньютона, Шредингера, и т.п. Их применяют все. Эти уравнения позволяют добиваться конкретных результатов.

Я имел ввиду, прежде всего, отсутствие единства интерпретации. Применять или вычислять можно одинаково, а вот интерпретировать – по разному.

Цитата:
Что значит "квантовая природа сознания"?

То, что элементы нашего субъективно переживаемого мира сознания – ощущения или представления, являются не особыми идеальным сущностями (как зачастую считается в (дуалистической) философии, например, в диамате), а «обычной» материй (например, системами квантовых частиц), только имеющей выражение. Подробнее об этом предположении можно посмотреть в тех двух статьях, ссылки на которые я давал чуть выше в теме.

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 13:53 
Заблокирован


21/03/13

175
Stan Slapenarski в сообщении #701098 писал(а):
Тогда я думаю, что проблема соединения между миром физики и миром сознания лежит за пределами науки.


Можно конкретнее об этой мысли.
Stan Slapenarski в сообщении #701098 писал(а):
Я имел ввиду, прежде всего, отсутствие единства интерпретации.


Это все поверхностное. Сколько человек столько и мнений. Однако теория говорит обратное. Здесь все предельно четко и в рамках теории с хорошими приближениями.

-- 25.03.2013, 14:54 --

Stan Slapenarski в сообщении #701098 писал(а):
То, что элементы нашего субъективно переживаемого мира сознания – ощущения или представления, являются не особыми идеальным сущностями (как зачастую считается в (дуалистической) философии, например, в диамате), а «обычной» материй (например, системами квантовых частиц), только имеющей выражение. Подробнее об этом предположении можно посмотреть в тех двух статьях, ссылки на которые я давал чуть выше в теме.


Ничего конкретного. Все просто слова. По-моему.
Много "понятий" которые в физике не применяются.
Хотя можно подробнее об ощущениях и представлениях?

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение25.03.2013, 14:31 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930
Stan Slapenarski в сообщении #701098 писал(а):
То, что элементы нашего субъективно переживаемого мира сознания – ощущения или представления, являются не особыми идеальным сущностями (как зачастую считается в (дуалистической) философии, например, в диамате), а «обычной» материй (например, системами квантовых частиц), только имеющей выражение.



В диамате , насколько я помню, сознание вообще не сущность.
Теперь сравните:
Цитата:
сознание является «обычной» материй (например, системами квантовых частиц), только имеющей выражение.
С тем , что предложил Спиноза в 16 веке: "субстанцию в целом как вещь мыслящую характеризует «модус бесконечного разума»". Каково?!
Недаром говорят, что существует лишь философия Спинозы, все остальные философии ее производные.

Материализм в чистом виде.

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение27.03.2013, 10:10 
Аватара пользователя


23/03/13
150
KONCTANTIN

Цитата:
Ничего конкретного. Все просто слова. По-моему.

Это философские высказывания с довольно четким смыслом. Просто, Вы, возможно, принадлежите к тому поколению, которое миновало изучение диамата и незнакомы с его терминологией. :-) И, поскольку речь идет о философской проблематике, то изложение ее и имеет такой стиль. Например, Кант или Ленин, не говоря уже о Гегеле, пишут еще философичней. :-)

А то предположение, о котором я пишу, для нормального естествоиспытателя непонятно, а, по понимании, выглядят совершенно диким. :-)

Цитата:
Много "понятий" которые в физике не применяются.

Потому, что называемых ими вещей в физике нет. :-)

Вот поэтому я и пишу, что проблема соединения между миром физики и миром сознания лежит за пределами науки. Это «выражение», о котором я говорю, совершенно нефизическое свойство материи (вещества или поля).

Цитата:
Хотя можно подробнее об ощущениях и представлениях?

:-D Собственно, именно здесь я вижу ключевой пункт.

Ощущения, хоть и являются непосредственной данностью, переживаемой (предположительно :-) ) каждым человеком, тем не менее, для естествоиспытателя являются странными объектами. Лично я, когда понял, о чем говорят философы (а это было уже в зрелом возрасте), когда говорят об ощущениях, был поражен. :-)

Итак, ощущениями я называю некие «сущности», вроде материальных вещей, например, физических тел, молекул, атомов. А именно, ощущениями я называю психические элементы, такие как визуальные образы, звуки, запахи. Точнее, не психические элементы, а элементы сознания, или мира сознания, если хотите. (Говоря о сознании, я, обычно, употребляю этот термин в узком смысле, не как психику, а как определенную осознаваемую совокупность, совокупность ощущений (например, всех тех ощущений, которые я испытываю в данный момент времени)).

Чтобы проиллюстрировать место ощущений в восприятии, рассмотрим его следующую принципиальную схему на примере. Вот Вы сейчас смотрите на монитор. Вылетающие из (и отраженные от) монитора фотоны поглощаются Вашими зрачками. Затем вызванные этим поглощением электрохимические сигналы по нервам достигают мозга. В мозгу эти сигналы обрабатываются: сравниваются, фильтруются, дополняются и т. п. И возникает образ монитора. Вот этот образ и есть ощущение.

Примерно таков используемый в философии смысл термина «ощущение». Например, Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» пишет: «Энгельс не говорит, что ощущения или представления суть "символы" вещей, ибо материализм последовательный должен ставить здесь "образы", картины или отображение на место "символа"», «ощущений, т.е. психических элементов», «Богданов стоял на правильной точке зрения, когда писал: "Образ стоящего передо мною человека, непосредственно данный мне зрением, есть ощущение"».

Ясно, что ощущения отличны от вызывающих их вещей. Вы можете легко проверить это, закрыв глаза. Ваше ощущение монитора исчезнет, а сам монитор – нет. :-)

Ощущения приватны, т.е. переживаются людьми не коллективно, а индивидуально (у Вас нет зрительного ощущения моего монитора, а у меня – Вашего). Поэтому у меня есть лишь надежда, что «по другую сторону монитора от меня» находится существо, подобное мне (подмигивает читающему этот текст профессору Н. Светлову), которое, поэтому, поймет о чем я пишу. :-)

Итак, при таком философском гносеологическом подходе под материей понимаются кантовские «вещи в себе», стоящие за нашими ощущениями, основа источников наших ощущений. На начальном этапе восприятия воздействие материи на наши рецепторы вызывает их раздражение – изменение их состояния, а на интегрирующем этапе восприятия эти раздражения интерпретируются субъективно переживаемыми ощущениями. И, так как ощущения даны нам непосредственно, а материальные вещи – через многоступенчатый процесс восприятия, то существование ощущений для нас даже более непосредственно и очевидно, чем, с этой точки зрения, гипотетическое существование материальных вещей.

Более того, ощущения, в отличии от их источников, вещей, «свидетельствуют о своем существовании», ибо они обладают данностью, выраженностью, наблюдаемостью (эти все слова я употребляю здесь, как синонимы, названия одного и того же свойства ощущений; я надеюсь, что если Вы поняли, что я называю ощущениями, то Вы должны понимать, о чем я сейчас говорю).

Как и наши ощущения, наши мысли, представления даны нам тоже как визуальные образы, звуки и т. п.. Отличие представлений от ощущений состоит в том, что (предположительно) вторые имеют внешнее происхождение (при посредстве органов чувств), а первые – внутреннее (без такого посредства) (например, как сновидения). Из-за гипотетичности материи, строже называть и ощущения представлениями, но, традиционно, в философии говорится об ощущениях.

Ясно, что в естествознании, объектов, обладающих данностью, не бывает (опять таки, мне кажется, что если Вы поняли, что я называю этим свойством, то это также ясно и Вам). Поэтому первым моим предположением о природе ощущений было то, что они существуют на своем, особом, нефизическом уровне реальности, т.е. что они не являются материей или процессами в ней, вроде состояний коры мозга, нейронов, электромагнитных или химических импульсов или процессов в мозге. В философии традиционно говорят об идеальности ощущений.

Однако, при этом предположении (как, впрочем, и при других дуалистических предположениях) возникает ряд проблем и вопросов.

1. Проблема природы, субстанции ощущений (из чего они «сделаны»?).

2. Проблема их происхождения (откуда и как они взялись?) Я не представляю, как в процессе эволюции Вселенной из физической основы (вещества, поля, пространства-времени и т.п.) могла возникнуть такая субстанция ощущений.

3. Как ощущения стали соединяться с живыми существами в процессе эволюции последних?

4. Классическая психофизическая проблема взаимосвязи вещественного (материального) мозга, тела с невещественным (нематериальным) сознанием, душой (здесь в начале главы приведен ее небольшой и неполный исторический и нейрофизиологический обзор).

5. Поскольку ощущения появляются на интегрирующем этапе восприятия, то, каким-то образом, они соответствуют воспринимаемым материальным вещам. Как субстанциальные ощущения взаимодействуют с материей (веществом, полем)? Каков механизм этого взаимодействия? Как взаимодействие с ощущениями отражается на поведении физических объектов и отражается ли оно вообще? В частности, происходит ли при этом взаимодействии отклонение поведения физических систем от предписанного им законами физики?

6. Объяснить приватность ощущений.

Из-за этих проблем и есть смысл рассматривать, альтернативную, но уже совсем не естественнонаучную гипотезу о том, что ощущения и представления, являются не особыми, идеальными, сущностями, а «обычной» материй (например, системами квантовых частиц), только имеющей выражение (соответствующее вышерассмотренной данности).

«Философским основанием для отождествления сознания с квантовым компьютером может служить так называемый «двухаспектный подход» к решению психофизической проблемы, предложенный еще в середине XIX в. Г.Т. Фехнером. Основную идею «двухаспектого подхода» можно кратко сформулировать следующим образом. Наш внутренний мир, т.е. психическое, как оно дано нам «изнутри», субъективно – в виде совокупности «непосредственно данного» или «переживаемого», и по крайней мере некоторая часть мозга суть одно и то же. Различие между «психическим» и «материей» – это различие лишь в точке зрения. В первом случае это точка зрения «самого субъекта» – носителя данного «внутреннего мира», а во втором – это точка зрения «внешнего наблюдателя». Материя и сознание соотносятся, таким образом, как «внутреннее» и «внешнее», т. е. как бытие, “каким оно существует само по себе”, и его восприятие извне – «проекция» на сознание другого субъекта. Материя, с этой позиции, есть лишь восприятие иной субъективности, и, следовательно, фундаментальным является не разделение бытия на материю и сознание, а различение между Я и не-Я.

Тот факт, что, вскрыв черепную коробку, мы не обнаруживаем в мозге «внутренней модели» окружающего нас мира, которая непосредственно дана нам в субъективной реальности в виде «чувственного» содержания сознания, объясняется в рамках двухаспектного подхода репрезентативным характером чувственного восприятия. Полагается, что образ, переживаемый субъектом, совершенно «не похож» (с чувственной точки зрения) на объект, «каким он существует сам по себе» [напр. из-за его «внутримозговой» декогеренции, «редукции волновой функции» (напр. с особой квантовой запутанностью его с мозгом, но не с внешним наблюдателем). SS], однако между образом и объектом в норме существует отношение, близкое к изоморфизму. Последнее и гарантирует «адекватность восприятия», т. е. возможность адекватно действовать в мире на основе чувственного образа, весьма отличного от объекта. В соответствии с этой точкой зрения мозг, каким я его вижу, не совпадает с «реальным» мозгом, и, следовательно, вполне допустимо предположить, что какая-то часть мозга «на самом деле» есть «моя» субъективность.

Корректное обоснование гипотезы «квантового сознания» требует детального сопоставления, во-первых, наиболее общих «формальных» свойств сознания и квантовых объектов и, во-вторых, более конкретных функциональных свойств сознания и соответствующих свойств квантовых систем (например, квантовых компьютеров). Действительно, согласно «двухаспектному» решению психофизической проблемы физические свойства суть лишь «инобытие» или «внешняя проекция» свойств того, что само по себе существует как некая субъективная реальность (на определенном уровне организации принимающая форму сознания)».
Е.М. Иванов «Сознание и квантовые компьютеры»


Хотя в этой статье автор и ссылается на Фехнера, как на автора общей идеи, но Шимпанзе упоминал по этому поводу Спинозу, а я вижу эту идею еще в ведической философии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение27.03.2013, 11:59 
Заблокирован
Аватара пользователя


21/04/06

4930
Stan Slapenarski в сообщении #701943 писал(а):
Шимпанзе упоминал по этому поводу Спинозу, а я вижу эту идею еще в ведической философии.



Спиноза, как утверждают многие исследователи (и с этим согласен) во многом обобщил (или популяризировал), короче сделал доступными мистические знания древних иудеев , иначе говоря Каббалы. Поэтому корни рассматриваемой идеи восходят в глубину веков, если точнее к временам Авраама, и еще глубже..

Но интересно наблюдать как идеи Спинозы, его философия развивается без его упоминания ( естественно, это не к Вам упрек ). Смотрите, Вами затронут вопрос об ощущениях, чувственном восприятии внешнего мира, но почитайте Спинозу, ощущения он низводит к низшим, самым примитивным "приборам" познания Природы. Наивысший уровень познания у него - интуиция, то есть непосредственная связь с Природой, без участия органов чувств. Именно интуиция, которая обусловлено тем, что сознание человека есть объективная (а значит , материальная !) часть самого внешнего Мира позволяет предположить ( по мнению Спинозы) , что Мир познаваем до мельчайших подробностей. Гипотезой ( о познаваемости мира) пользовались материалисты –диалектики Маркс, Ленин. Вообще говоря, идеи Спинозы были приняты ими ( и этого они не скрывали) на вооружения при создании практической теории о переустройстве мира.

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение27.03.2013, 15:27 
Заблокирован
Аватара пользователя


10/03/13

438
Запорожская сечь
Старый философский вопрос: бытиё определяет сознание или сознание определяет бытиё?
Что первично сознание или материя? Как мы ответим на второй вопрос, таким будет и ответ на первый.

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение27.03.2013, 16:28 
Заблокирован


21/03/13

175
Stan Slapenarski в сообщении #701943 писал(а):
Это философские высказывания с довольно четким смыслом.


Возможно. Но степень конкретизации этого смысла оставляет желать лучшего.
Конкретизация в философии и в физике, как небо и земля, поскольку в философии практически все понятия не определены, полу определены.
Достаточно сравнить любую физическую теорию и любую "философскую" теорию.

-- 27.03.2013, 17:30 --

Stan Slapenarski в сообщении #701943 писал(а):
Просто, Вы, возможно, принадлежите к тому поколению, которое миновало изучение диамата и незнакомы с его терминологией.


К сожалению я воспитан на истмате и диамате, и основные мои исторически прочитанные книги это книги Гегеля и Канта. О ранних не говорю. ( Сократ, Платон, Аристотель, и т.п.)

-- 27.03.2013, 17:32 --

Stan Slapenarski в сообщении #701943 писал(а):
Потому, что называемых ими вещей в физике нет.


А где они есть? В философии? Тогда определите мир философии, ее реальность так сказать.

-- 27.03.2013, 17:36 --

Stan Slapenarski в сообщении #701943 писал(а):
Итак, ощущениями я называю некие «сущности», вроде материальных вещей, например, физических тел, молекул, атомов.


Определите взаимодействие их с физическими телами, хотя бы атомами.

-- 27.03.2013, 17:51 --

Stan Slapenarski в сообщении #701943 писал(а):
Итак, при таком философском гносеологическом подходе под материей понимаются кантовские «вещи в себе», стоящие за нашими ощущениями, основа источников наших ощущений.


Этот подход правильно назван гносеологическим. Он лежит в области познаваемости или принципиальной не познаваемости вещей. Вещи же эти существуют в реальности. Допустим - электрон. Данная сущность так сказать есть. Однако какая она - еще не вполне ясно абсолютно.
Вопрос о соответствии модели и реальности.
В таком аспекте - ощущения, это не материя, по определению. Это идеальное.
Однако если вы "определяете" ощущения как нечто материальное, тогда необходимо указать и метод при котором это будет исследоваться, как материальное. Не нейроны, и т.п. а именно ощущения.
Данный метод должен иметь конкретное определение и применение в экспериментах.
В противном случае данное, это всего лишь один из способов выражения своего внутреннего "Я". По -моему мнению.

 Профиль  
                  
 
 Re: Бытие и сознание.
Сообщение28.03.2013, 04:50 
Аватара пользователя


23/03/13
150
Шимпанзе

Ну, история философии настолько переплетена, что искать оригинального автора идеи занятие неблагодарное.

Я с философией Спинозы и Каббалой знаком слабо, причем с последней только по переложениям эзотериков/магов где-то столетней давности.

Насколько я понимаю, вы говорите о монизме (соответственно, в нем субстанция автоматически является материей). Поэтому субстанция в нем является не только мыслящей вещью, субъектом мышления (что, собственно, есть и дуализме), но и сами представления состоят из той же субстанции (в чем я и вижу суть гипотезы о квантовой природе сознания). И еще, моя «выраженность ощущений» это не просто абстрактное отношение субстанции к себе самой.

Цитата:
Наивысший уровень познания у него - интуиция, то есть непосредственная связь с Природой, без участия органов чувств. Именно интуиция, которая обусловлено тем, что сознание человека есть объективная (а значит , материальная !) часть самого внешнего Мира позволяет предположить ( по мнению Спинозы) , что Мир познаваем до мельчайших подробностей.

Как по мне, монизм еще не обеспечивает познаваемости Мира за счет тождественности субъекта (в смысле, не разума, как модуса субстанции, а самой субстанции) и объекта познания, так как бытие это не познание. Например, быть яблоком, это не то же самое, что знать, что такое яблоко.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 223 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 15  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group