Некоторые комментарии по процедурам и психологические замечания. Никакой математики.
В задачу участковой избирательной комиссии (УИК) входит провести собственно процедуру, затем подсчитать голоса и передать протокол в территориальную комиссию (ТИК). После того, как протокол попадает в ТИК и официально регистрируется там, никакие дальнейшие фальсификации невозможны, кроме судебного признания результатов выборов недействительными, поскольку числовые данные вносятся в автоматизированную систему, тут же публикуются в интернете, а главное - официально заверенные копии протоколов передаются наблюдателям от партий, которые просто вручную могут проверить соответствие всех цифр. Таким образом, подтасовки возможны только до этого момента, на нижних уровнях.
Это, в частности, ответ тем, кто считает, будто возможно всю статистику в целом нарисовать так, как хочется. Невозможно. Иначе бы, если бы это все управлялось откуда-нибудь из единого центра, то там все-таки все сделали бы разумно, и наблюдаемых статистических аномалий не допустили бы. Тем более, что такой анализ делался не в первый раз (я приводил ссылку на анализ результатов прошлых выборов), поэтому фальсификаторы точно знали, куда исследователи будут копать.
В целом можно выделить следующие основные виды фальсификаций. Самые базовые - это подкуп избирателей или давление на них тем или иным способом. Примеры известны и опубликованы - видео с заявлениями мэров и других начальников, в которых те прямо связывают объем будущей финансовой поддержки из центра с результатом, который наберет ЕР, ни для кого не секрет. Мне лично непонятно, как подобные вещи можно воспринимать иначе как подкуп, однако ладно. Эти нарушения отложим, потому что все-таки в конечном итоге избиратель ставит галочку своей рукой, и достоверно нельзя сказать, выражает ли он свое мнение или нет.
Примерно из той же серии возможные нарушения, когда людей заставляют брать открепительные и сдавать их руководству, которое на подконтрольных им участках в нарушение закона берет по ним бланки и заполняет их. Но это тоже отложим.
Далее отметим вбросы. Отложим риторический вопрос о том, откуда взяты подлинные бланки. Однако формально вброс может быть произведен в обход УИК, так что прямо обвинить их в причастности нельзя. Однако значимость таких нарушений можно значительно снизить, если использовать урны, в которые можно зараз вложить только один бланк. Помнится, еще много лет назад, когда я еще голосовал, на нашем участке были такие урны, которые автоматически засасывали в себя бюллетени по одному. А сейчас поставили старые, допотопные.
Плюс еще можно в обязательном порядке использовать стационарную видеосъемку урны, на которой было бы видно, что там происходит. Кроме того, в таких случаях очень бы помогла уголовная ответственность тем, кто подобные вбросы пытается осуществить.
Далее отметим "карусели", когда группа людей организованно ездит из одного участка в другой, и везде голосует. Здесь уже явно задействованы УИКи, которые выдают им бланки. Для предотвращения подобных ситуаций помогла бы опять-таки официальная видеосъемка происходящего на участке, плюс также уголовная ответственность участникам "карусели".
Все эти методы позволяют поднять результат нужной партии, то есть он вызовет аномальную форму распределения, которая наблюдается на графиках. Однако понятно, что точно предсказать полученный процент таким образом нельзя, так что пики на "круглых" уровнях такие способы фальсификаций не дадут.
Если бы результат ЕР априори был бы достаточно высоким, то подобными способами его подъема можно было бы ограничиться. Однако в данной ситуации их явно не хватало, поэтому пришлось идти на прямые подлоги.
(В этом месте еще раз хочу бросить гневный кивок в сторону тех, кто, будучи настроен оппозиционно ЕР, решил проявить свою позицию, оставшись дома. Потому что чем больше будет тех, кто все-таки придет и проголосует, тем меньшим будет влияние перечисленных методов, которые зачастую трудно выявить и доказать. Тогда для достижения "нужных" результатов придется использовать более грязные и рискованные методы, однако их легче детектировать и наказать. Это реально может снизить количество таких нарушений, что в конечном итоге послужит задаче сделать выборы более честными).
Наконец, последний шаг - это непосредственное вписывание цифр "с потолка" в итоговый протокол. Для этого необходимо на этапе подсчета голосов удалить всех наблюдателей. Это также можно предотвратить, если вести полноценную видеосъемку всего процесса подсчета. И, наконец, это уголовное наказание для членов и председателя УИК.
Ведь давайте посмотрим по сути - что такое УИК? Это обычные люди, обычно работающие в сфере образования или ЖКХ. Если голосование проводится в помещении школы, то это часто учителя и директор этой же школы. Это люди, не имеющие опыта в делах подлога официальных документов такого уровня. Это не юристы, детально до мелочей знающие законодательство. В принципе, их работа описана в пошаговых инструкциях: что, как, в какой последовательности должно происходить. Однако даже в них они иногда путаются и теряются. Тем более при возникновении каких-то нестандартных ситуаций. Я очень сомневаюсь, что большинство из них испытывает восторг от того, чем они занимаются. Они бы с радостью сложили с себя эту ответственность, однако их согласия никто особо не спрашивал. Весьма вероятно, что перед ними неофициально поставили определенную задачу, причем ставящие ее не сильно озабочены тем, чтобы помочь им ее выполнить. При этом их вынуждают совершать действия, помимо того что аморальные, еще и уголовно наказуемые. Это на самом деле очень сильно их нервирует. Люди это зачастую немолодые, которые в сложной ситуации не всегда способны быстро и адекватно среагировать. Все это вынуждает их совершать грубые ошибки, которые можно зафиксировать, и это дает шанс вывести фальсификации на чистую воду.
С другой стороны выступают наблюдатели. Это обычно молодые люди, тоже неопытные в юридических делах, однако быстро схватывающие и соображающие. Они официально практически ни на что не могут повлиять, но зато ничем и не рискуют. Максимум - их удалят с участка. Над ними не висит необходимость нарушения никаких законов, и даже наоборот - многими из них движет чувство, что они выполняют полезный гражданский долг, которое их очень существенно поддерживает и мотивирует.
Обе стороны имеют свои группы поддержки: для УИК это ТИК, для наблюдателей - свой штаб. В случае возникновения нестандартных и спорных ситуаций и те, и другие начинают лихорадочно звонить туда, уточняя, как правильно действовать. Фактически это отчасти состязание систем организации: какая из сторон сумела эффективнее организовать свою работу и поддержку своих людей. Не надо демонизировать и преувеличивать организаторские способности государственных и окологосударственных структур. Эффективных менеджеров в государстве не так много, тем более не в верхах, а пониже. Во многих случаях взаимодействие ТИКов и УИКов было организовано не слишком эффективно, в итоге председатели УИКов терялись (особенно если им противостояли хорошо организованные и сплоченные наблюдатели), и именно так в основном появлялись участки, на которых процент ЕР существенно ниже, чем на других.
|