"Равные объекты" - это "один и тот же объект". Равенство - это формализация понятия "одно и то же". В формальной теории, наверное, ничего другого и не придумать. Не забывайте ещё, что в формальной теории мы имеем дело не с самими объектами, а с их именами, просто мы обычно имеем в виду некоторую более или менее содержательную интерпретацию (модель), и проецируем всё на эту интерпретацию.
Если бы речь шла об именах, то все было бы легко и просто. Есть один объект и у него различные имена. Но Френкель отстаивает именно позицию двух множеств:
Он рассмотрел в книге "Set Theory and Logic" множество
и множество
всех степеней алгебраических уравнений разрешимых в радикалах. Очевидно, что
. Но также справедлива фраза "в восемнадцатом веке было неизвестно, что множество
равно множеству
". А заменив в этой фразе букву
D на букву
F, получаем абсурд (absurdity).
Это в "Set Theory and Logic" на странице 5. А теперь представим себе, что выше приведенный пример переделан так, что множества
и
пусты, тогда по смыслу их должно быть два. Это я и имел в виду.
Теперь к Вашей фразе: «В формальной теории, наверное, ничего другого и не придумать.» А почему вместо рассмотрения равных множеств не рассмотреть неравные? Например, так:
Определение IIа'.
называется отличным от
(
) тогда и только тогда, когда существует
для которого
и
, или
и
, то есть существует множество, которое содержит одно из множеств
или
, но не содержит другое. И если
не отличен от
, то
называется равным
(
) (или множества
и
называются равными).
В существовании двух неравных множеств сомневаться не приходится, а то, что называется «равными множествами» объявить «в точности» одним множеством.
Но у меня есть и более радикальная идея. Рассмотрим, что вводится в системе
до определения равенства и аксиомы объемности. «В нашей системе, которую мы отныне будем называть
, имеется, таким образом, лишь один конкретный <specific> неопределяемый предикат(ный символ)
Все ее атомарные предложения имеют вид
Вместо
мы будем обычно писать
Определение I ... Если для всех
влечет
мы будем говорить, что
есть
подмножество (или
включено в
если к тому же есть по крайней мере одно такое
что
но
то мы будем говорить, что
есть
собственное подмножество (Отношение включения.) Соответствующие символы суть
и
Из определения I немедленно следует
Теорема. Каждое множество есть подмножество самого себя
и
влечет
Иными словами, отношение
рефлексивно и транзитивно. В то же время отношение
иррефлексивно, асимметрично и транзитивно» Абрахам Френкель, Иегоша Бар-Хиллел "Основания теории множеств". Издательство "Мир" Москва 1966. Страница 46.
Практически введен предикат принадлежности и рассмотрены его немедленные последствия. Причем множеств у нас ещё нет и даже, определив их равенство, и, введя аксиому объемности, мы все еще не увидим ни одного множества.
А теперь вместо определения равенства и аксиомы объемности введем аксиому выделения. Докажем с её помощью теорему о существовании общих элементов и с помощью пересечения множеств рассмотрим в какие возможны соотношения множества.«Аксиома (V) выделения <Axiom of subsets>. Для любого множества
и любого одноместного предиката
имеющего смысл («определенного» <definite>) для всех членов
множества
существует вполне определенное множество, содержащее в точности те члены
множества
которые удовлетворяют предикату
(для которых выполнено условие
» "Основания теории множеств". Страница 55.
По-моему эта аксиома может быть введена первой и от четырех предыдущих не зависит (поправьте меня, если я вру).
А теперь теорема об общих элементах. «Теорема 3. Для любых двух множеств
и
существует вполне определенное множество членов, содержащихся как в
так и в
...
Доказательство.
может быть определено как подмножество множества
соответствующее условию
в аксиоме V.» "Основания теории множеств". Страница 61.
Для доказательства в две строчки ничего кроме аксиомы выделения и предикатного символа принадлежности не понадобилось.
И теперь можно определить неравные множества как множества и по крайней мере в одном из которых найдется хотя бы один член, не входящий в их пересечение. Если же такого не найдется, то пересечение и есть множество и одновременно (один и тот же объект).