Busy_Beaver писал(а):
По поводу абстрактного мышления могу лишь сказать, что это не ответ, а уход от ответа посредством добавления лишней сущности, ибо на ответ "математика нужна, чтобы развивать абстрактное мышление" тут же последует вопрос "а кому (зачем, для чего, на кой чёрт (нужное подчеркнуть)) нужно это самое абстрактное мышление?", а объяснить парикмахерше, почему без абстрактного мышления не смогла бы возникнуть речь, не представляется возможным, так как кругозор этой самой парикмахерши ограничивается лишь сведениями о том, кто с кем спал и почём шмотки на шуке.
Я бы на Вашем месте сделал бы выводы другие. Например,
математика нужна программистам для развития их абстрактного мышления (потому годиться стандартный курс мехмата). Зачем программистам абстрактное мышление? Это вопрос уже интересный. Могу выразить свое мнение, что программисты без абстрактного мышления пишут плохие программы почти всегда, и наоборот. Правда, понятие «плохие» очень субъективно, тем не менее, контур ответа обозначен.
С парикмахершами, даже личными, на эту тему разговаривать не нужно. Взрослые со средним умом вообще «враги» вундеркиндов
. В эпоху интернета общение с единомышленниками уже не проблема.
Busy_Beaver писал(а):
По поводу стиля преподавания на мехмате желаю кое-что спросить. А зачем (простите за хамство) Вы выбрали именно этот факультет? В Вашем рассказе о мехмате присутствуют, как мне показалось, нотки ненависти и сожаления. Пойти учиться на мехмат и задаваться вопросом "для чего нас обучают математике?", для меня это довольно странно. Ну ладно, если бы Вы на юрфаке учились и спросили это. Или в институте международных отношений. Лично я, если бы мне посчастливилось поступить на мехмат, благодарил бы судьбу (бога, богов, обстоятельства, законы физики (кому что нравится)) за каждый квант времени, проведённый там. Но я инвалид и живу в капиталистическом (и немного фашистском (особенно после 2009-го, когда правительство сменилось на ультраправое)) Израиле. А образование тут дорогое. Так что, подохну неучем
На самом деле, учебу на мехмате МГУ я считаю главным делом своей жизни
. Для меня поступить второй раз на дневное отделение ВУЗа (так как у меня уже было высшее образование) было очень не просто. Насколько я знаю, пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать всех людей в бывшем СССР, у которых
второе высшее образование – дневное отделение мехмата МГУ (пять лет на общих основаниях, т.е. у меня 10 лет дневного (очного) обучения в ВУЗах). Так что завидовать особо не стоит. Уверяю Вас, если бы я не был по-настоящему одержим этой идей, то не поступил бы. Да, эта цель стоит того, чтобы посвятить ей любые усилия. Я закончил МГУ как раз в последний год существования СССР. И если бы Союз не развалили, то мне бы светила сногсшибательная карьера, ибо я уже был распределен в очень солидную контору, в которой был востребован более чем на 100% по своим двум специальностям одновременно. К сожалению, судьба распорядилась иначе. Она посчитала, что незачем мне такое счастье и для противодействия не придумала ничего лучше, как разрушить наше государство (шутка, однако
). Поэтому пришлось «переквалифицироваться в управдомы», как говорил Остап Бендер. Точнее, в эпоху перекрытия всех финансовых потоков, единственной востребованной специальностью было программирование. Потому пришлось фактически получить третье высшее образование, но уже абсолютно самостоятельно. Тем сейчас и живу. Различие между СССР и СНГ в том, что в первом система была заинтересована в твоем образовании, а во втором – нет. Хотя если ты создашь некий товар (например, цифровой, ту же программу), то при ее востребованности, у тебя могут ее купить или там арендовать, как сейчас модно делать
.
Возвращаясь, после лирического отступления, к Вашему вопросу, могу сказать, что при всей ценности обучения на мехмате МГУ, у меня была масса идей по реформированию высшего образования, с которыми я носился все пять лет обучения. Ибо парадигму «искусство ради искусства» («математика ради математики») я не очень приемлю. Математика (даже теоретическая) может и должна быть соотноситься с реальной жизнью. А то получается парадокс. Нужного математического аппарата (в теорфизике, моделировании процессов и систем, оптимальном управлении и т.д. и т.п.) может не быть или там не хватать, а то, что не нужно практикам, может быть развито на триста лет вперед. Скажем, я помню выступление тогдашнего министра высшего образования, который сетовал, что, мол, сейчас в ВАКе ввели еще одну специализацию – математическое моделирование, по которой можно защищать диссертации. Так вот будь его воля, он бы пресек это «безобразие». Так что даже министры и профессора не понимали смысла (теоретической) математики, именно поэтому я и задавался подобными вопросами. Так что ничего странного в них я не вижу. Странным был, к примеру, один академик (защитивший докторскую на математических рукописях К. Маркса), который на полном серьезе жаловался, что жаль, что только в математике отсутствует
партийность науки (знаете такой советский термин?). И что нет, скажем, «социалистического предела или капиталистического интеграла» (это его слова).
И к Вам вопрос. Допустим, Вы бы получили математическое образование. На чтобы бы Вы его потратили?
Однако в Ваше утешение могу сказать, что лично я все свои основные знания получал не на лекциях, а штудируя самостоятельно матлитературу (ибо глазами воспринимаю лучше, чем ушами). А преподавателей ценю тех,
которые больно тянули нас за уши к своему уровню образования, а не опускались до нашего (среднего) уровня (студентов). Так что Вы вполне можете учить математику самостоятельно. Благо, литературы в Интернете достаточно.
-- Чт сен 16, 2010 09:13:23 --Ales писал(а):
Я когда учился на мехмате МГУ, то постоянно задавался вопросом: «Для чего нас обучают математике?»
Мехмат МГУ был предназначен для подготовки преподавателей математики для всех вузов СССР.
К сожалению, это не объясняли студентам и абитуриентам.
Если бы мне это вовремя объяснили, то я бы на мехмат не пошел.
В наше время нас готовили в основном к научной работе, а преподавание в ВУЗах, как побочный продукт образования. Правда, концепция научной работы не обсуждалась, изучались только инструменты (математический аппарат). Распределение было свободным. Можно было заранее списаться с каким-нибудь Институтом математики (за исключением Москвы) на предмет трудоустройства. Если у вас были хорошие оценки, то брали охотно. Лично я предпочел научно-производственное объединение, которое, к сожалению, было уничтожено, после развала СССР.