Уместно ли требовать от "олимпиадника" ("олимпиадницы"), чтобы он (она), решая олимпиадную задачу, выполнил (выполнила) больше, чем требуется в условии этой самой задачи?
Приведу простой пример:
На XII Турнире Городов предлагалась следующая задача (Автор: Фомин С.В.):
Найдите 10 натуральных чисел обладающих тем свойством, что их сумма делится на каждое из них.
(Умолчу в данный момент о том, что автор забыл добавить в условие слово "различных", а стало быть, {1,1,1,1,1,1,1,1,1,1} тоже является решением
).
Вот решение самого автора задачи:
=======================
Заметим, что три числа 1, 2 и 3 обладают тем свойством, что их сумма делится на каждое из них. Рассмотрим теперь числа 1, 2, 3 и 6 (6 = 1 + 2 + 3). Очевидно, что эти четыре числа обладают тем же свойством. Допишем теперь к ним пятое число 1 + 2 + 3 + 6 = 12, шестое — 1 + 2 + 3 + 6 + 12 = 24 и т. д. Таким образом получается искомый набор из десяти чисел 1, 2, 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, 384.
А вот решение моей племяшки:
=======================
{1, 2, 4, 5, 8, 10, 20, 200, 250, 500}.
Иными словами, она, сложив некоторые делители числа 1000, получила сумму, равную 1000. И, заметьте, сделала всё в уме, не пользуясь калькулятором и даже ручкой и бумагой!
На мой (личный) взгляд, решение моей племяшки предпочтительнее, так как она выполнила ровно то, что требовалось в условии (не больше и не меньше), не влезая в дебри индукции (которой она, кстати, неплохо владеет), и не решая по ходу более общие задачи.
Решение же автора задачи подходит не только для этой самой задачи, но и для задачи более общей ("найдите n чисел...").
Хочу услышать мнения участников форума. Какое решение на Ваш взгляд лучше? Что победит: "Бритва Оккама" или глубокое созерцание и обобщение?
Заранее благодарен.