2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:12 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Sasha2 в сообщении #300143 писал(а):
Кстати насчет правила Лопиталя. Да практически все что ситается этим правилом, считается и вручную. Там надо слишком потрудиться, чтобы найти такой пример, который без правила Лопиталя ну никуда.

Пожалуйста: $\lim\limits_{x\to0}\dfrac{x-\sin x}{x^3}$. Без правила Лопиталя ещё можно сосчитать этот предел (прилично поизвращавшись при этом), но вот доказать его существование -- даже уж и не знаю как.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:14 


21/06/06
1721
Нет ну это не то. И там Вам, уважаемый профессор Снейп, чтобы так лихо оперировать, придется еще много докзать теорем о всяком почленном дифференцировании, да и тем более так сразу и не усматривается (покажи это не очень подготовленному человеку, что Ваш ряд это экспонента да еще и с основанием e). Одним словом нарушается логическая связь. Такие вольности в математике недопустимы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:16 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Sasha2 в сообщении #300155 писал(а):
Такие вольности в математике недопустимы.

Какие вольности? Где я допустил ошибку, укажите!

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:18 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Профессор Снэйп в сообщении #300153 писал(а):
Проще всего определить экспоненту через ряд, а затем уже доказывать свойства.

А определять хотя бы просто действительную степень действительного числа --- морока ещё та

Это правда, но тем не менее все именно так и поступают. Поскольку степень нужна уже здесь и сейчас, а когда ещё до степенных рядов доберёшься, да ещё и докажешь честно возможность их почленного дифференцирования (до чего многие так и не добираются -- просто формулируют соотв. теорему и оставляют её без доказательства)...

-- Вс мар 21, 2010 11:22:25 --

Sasha2 в сообщении #300155 писал(а):
Одним словом нарушается логическая связь.

Никакие логические связи не нарушаются. Просто так не выгодно. Но, в конце концов, и это один из вариантов. Можно в самом начале просто анонсировать дифференцируемость показательной функции (и далее действовать по моему варианту), пообещав вернуться к этому вопросу через полгода. А там, в рядах, в качестве бесплатного приложения получить уже корректность экспоненты. Ведь степенные ряды сами по себе нисколько на показательные функции не опираются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:23 


20/04/09
1067
по-моему самый короткий способ введения экспоненты и логарифма это такой:
$$\ln x:=\int_1^x\frac{ds}{s},$$
а вообще забавный диалог. Обычно после первого обмена репликами бывает понятно, можно человеку что-либо объяснить или нет, этот случай не исключение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:29 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
terminator-II в сообщении #300162 писал(а):
по-моему самый короткий способ введения экспоненты и логарифма это такой:
$$\ln x:=\int_1^x\frac{ds}{s},$$

И вновь -- поздно, слишком поздно...

terminator-II в сообщении #300162 писал(а):
а вообще забавный диалог. Обычно после первого обмена репликами бывает понятно, можно человеку что-либо объяснить или нет, этот случай не исключение.

Кому и что объяснять-то? Sasha2 правило Лопиталя в этом примере не нравится по чисто эстетическим причинам (хотя ему и кажется, что по логическим), а топикстартёр сразу же исчез да так больше и не появлялся.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:32 


20/04/09
1067
ewert в сообщении #300168 писал(а):
И вновь -- поздно, слишком поздно...

????
ewert в сообщении #300168 писал(а):
Sasha2 правило Лопиталя в этом примере не нравится по чисто эстетическим причинам

не-а, по причине непонимания, того, что определения могут быть разные

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:38 


21/06/06
1721
Ну это вообще наверно действительно вопрос вкуса.
Не берусь судить о корректности.
Но вот по моему просто складу ума для мне вот такой подход не годится.
Я предпочитаю аккуратно (оперевшись на свойства рациональных чисел), аккуратно при помощи сечений построить всю элементарную математику. То есть с их помощью доказать существование и единственность всех степеней, как рациональных, так и вещественных и логарифмов, а заодно и доказать их свойства.
Фактически несколько более расширенное Введение в 1 том Фихтенгольца - это и есть вся элементарная математика фактически с уже доказанной непрерывностью всех элементарных функций.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:48 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
terminator-II в сообщении #300169 писал(а):
????

А Вы интегралы первокурсникам когда вводите -- 1-го сентября?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:53 


20/04/09
1067
Про первый курс тут вроде ничего не говорилось. А потом, можно так: сначала про экспонту и логарифм без обоснований рассказать -- минимум нужный для решения задач. А потом, когда интеграл изучен, в качестве примера применения теории интеграла Римана, дать это определение и из него все получить быстро и акуратно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:56 


21/06/06
1721
Это Ваше "без обоснований" сводится всего лишь к механическому примению правил действия со степенями и логарифмами, но не более.

-- Вс мар 21, 2010 12:57:55 --

Одним словом не возникает ощущения органической связности между этими понятиями, а между прочим ОНА ЕСТЬ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 11:58 
Заслуженный участник


13/12/05
4606
Можно экспоненту определить как $\exp(x)=\lim\limits_{n\to\infty}\left(1+\dfrac{x}{n}\right)^n$, $e=\exp(1)$, и доказать, что $\exp(x)=e^x$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 13:06 


21/06/06
1721
Я все же останусь при своем мнении, считая, что никогда нельзя доказывать теорему на основе следствия из этой же теоремы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 13:09 


16/03/10
212

(Оффтоп)

Ого! за 5-6 часов нафлудили по простому вопросу 2 страницы! Я таких вопросов еще могу набросать...
Конечно, исчерпывающе правильный ответ дал Sasha2. А вот профессор курит в стороне работает над новым определением числа $e$. Конечно, формально можно обойтись другим доказательством производной экспоненты, так, чтобы избежать использование вышеупомянутого предела. Но это крайне нерентабельно! Ставлю профессору ящик коньяка (или мешок любимой им картошки) против 1 бутылки (картофелины), что он такую теорию за разумное время без ошибок не построит (о чем тут уже писали).

Так! Не надо тут "топикстартером" обзывацца... это не я "стартовал", меня "отделили" :?

 Профиль  
                  
 
 Re: Правилом Лопиталя негоже увлекаться вдумчивому ученику
Сообщение21.03.2010, 13:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Получается забавная вещь. В нахождении предела по Лопиталю
$$\lim_{x\to 0}\frac{e^x-2010+2009}x=\text{(по Лопиталю)}=\lim_{x\to 0}\frac{(e^x-0+0)'}{x'}=\lim_{x\to 0}\frac{e^x}1=e^0=1.$$ уже нет "грубой логической ошибки", ведь я уверен, что этот предел именно в таком виде никогда никем даже не рассматривался.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 81 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group