Someone писал(а):
Вы только что запретили маткибу доказывать какие-либо неравенства для решения, которое совершенно точно существует, но не построено конструктивно, объявив эти неравенства бессмысленными. И теперь удумали сочинить неизвестно откуда взявшееся уравнение для решения, которое, возможно, вообще не существует. Нет уж, будьте любезны сначала конструктивно построить этот предел, а потом только писать для него какие-нибудь уравнения или неравенства. В соответствии с собственными требованиями.
Я уже как-то потерял эту нить обсуждения. Но, насколько я помню, конструктивно доказать сходимость той последовательности к решению того квадратного уравнения не составляет труда. Насколько я понимаю, я не обязан кому-то объяснять, откуда взялось "неизвестно откуда взявшееся уравнение", ибо если доказано, что последовательность имеет пределом такое-то число, то задача решена.
Someone писал(а):
... то Вам придётся сначала предположить, что предел существует, так как иначе неоткуда взять уравнение,
И предположить это не составит никакого труда.
Someone писал(а):
а после решения уравнения обязательно доказать, что полученный корень является пределом данной последовательности,
И это разрешимо без особого труда.
Someone писал(а):
Я не уверен в том, что это вполне корректная интерпретация. Дело в том, что отрицание аксиомы бесконечности судя по всему не выводимо из аксиом арифметики.
Судя по чему? Вообще, там, где я об этом прочитал, никаких комментариев нет, так что точный смысл того, что имел в виду автор, мне не очень ясен.
То, что арифметика прекрасно живёт без использования аксиомы бесконечности, иллюстрирует многолетняя практика интуиционистов. Но это не означачает, что арифметика = теория множеств, в которой аксиома бесконечности заменена её отрицанием. Ибо из аксиом Пеано (включая схему индукции), насколько я знаю, никто ещё не доказал утверждение о том, что не существует совокупности всех натуральных чисел.
Someone писал(а):
Аксиома бесконечности (
)
выглядит чуть сильнее, чем просто утверждение о существовании бесконечного множества
Вы имеете в виду, что бесконечные множества не обязаны быть только индуктивными? В этом смысле да: утверждение о существовании индуктивного множества "сильнее" утверждения о существовании бесконечного множества.
Someone писал(а):
По-моему, нетрудно показать, пользуясь аксиомами арифметики, что для этих множеств выполняются все аксиомы ZFC, кроме аксиомы бесконечности.
По-моему это вполне может быть.
Someone писал(а):
Наоборот, если у нас есть модель аксиом ZFC с отрицанием аксиомы бесконечности (и аксиомами индукции, если они вдруг не выводимы), то, как объясняет Коэн, из неё выводима арифметика Пеано. Поэтому эти теории эквивалентны.
Против выводимости арифметики из ZFC с отрицанием аксиомы бесконечности у меня нет возражений. А вот Ваше "поэтому" вызывает сомнения: Я не вижу, чтобы ZFC с отрицанием аксиомы бесконечности выводилась из арифметики. Точнее, ZFC
без аксиомы бесконечности наверняка выводится, а вот собственно отрицание аксиомы бесконечности - вряд ли. А ещё точнее, ZFC без аксиомы бесконечности наверняка выводится из арифметики
плюс отрицание аксиомы бесконечности.
Someone писал(а):
Как я уже писал, такой "вычислительный процесс" противоречит моим интуитивным представлениям о вычислительном процессе, но исключить нестандартную модель без аксиомы бесконечности, видимо, нельзя.
К сожалению, я эти теоретико-множественные прибабахи не вполне понимаю. Всё выглядит так, что сначала мы (посредством излишне "богатой" аксиоматики) заложили возможность существования этих самых "нестандартных моделей", а потом начали думать о том, как их исключить.
В конструктивизме этой проблемы, как я понимаю, нет просто потому, что изначально рассматривается одна "стандартная" модель чисел, а именно - те самые нелюбимые Вами заборы из палочек.
Someone писал(а):
Утверждение о "существовании решения" не обязательно означает, что решение построено. Оно означает, что существует способ (например, алгоритм) его построить. А существование способа (например, алгоритма) означает, что существует способ его построить. Вот только, в отличие от классической математики, эту цепочку утверждений о существовании мы не можем упереть в произвольным образом придуманную аксиому существования. Мы должны будем её упереть во что-то, что действительно построено.
Нет. "Упереть" нам придётся в нашу собственную
способность что-то построить. Каковая способность не сводится к заранее написанному кем-либо алгоритму.
К сожалению, наша "способность" - это неопределённое понятие. Кстати, в этом состоит возражение Маркова против Гейтинговского интуиционизма (в частности, против "свободно продолжающихся последовательностей"). Гейтинг утверждает, что его "математическая интуиция" подсказывает ему, что он "способен" построить такую последовательность. А Марков возражает, что пока строго не определён
способ построения, он не может признать последовательность построенной.
Someone писал(а):
Это не обобщение. Фактически Ваш "(n)-алгоритм" и есть алгоритм, решающий задачу. Что он там делает, прежде чем выдать ответ - это его проблема.
Это Вы его так интерпретируете, ибо полагаете, что знание о том, что делает этот алгоритм, "существует независимо" от моего конкретного знания.
Вообще странное заявление. Знание не может существовать независимо от субъекта - носителя знания.
Это Вы сказали, что этот "(n)-алгоритм" - "и есть алгоритм, решающий задачу". Откуда Вы это знаете? Вам записали на бумажке код алгоритма, который строит ещё какой-то код, откуда Вы знаете, какая задача
в итоге решается? А я Вам говорю, что я
не знаю, что делает этот алгоритм, пока не прослежу всю цепочку. И я не вижу смысла предполагать, что это знание лежит где-то и ждёт, пока я его подберу.
Someone писал(а):
Видите-ли, в интуиционистской логике фактически логическим значением высказывания является само это высказывание (вместе с эквивалентными ему). Что, с моей точки зрения, означает отсутствие логических значений как таковых.
Ну, Вы правы в том, что конструктивизм не озабочен задачей построения исчерпывающего множества логических значений своих высказываний. Я об этом как-то говорил. Важно не то, каково у высказывания "логическое значение", а то, доказано ли оно в теории.
Someone писал(а):
Утверждение "задача неразрешима" относится к метатеории и не может рассматриваться как логическое значение в предметной теории.
С тем, что утверждение о неразрешимости является утверждением метатеории, я соглашусь. Но с тем, что факт доказательства такого метаутверждения нельзя рассматривать как логическое значение применительно к предметной теории, не соглашусь.
Скажем, у нас есть предметная теория, которая "принята" т.е. мы считаем её в рамках соответствующей предметной области верной. Сформулируем в ней некоторое высказывание
и зададимся вопросом: откуда нам взять соображения о его верности, т.е. "логическое значение"? Мой ответ таков:
- Если мы доказали
в этой теории, то оно "истинно".
- Если мы свели
к противоречию с другими выводами этой теории (т.е. опровергли его), то оно "ложно".
- Если мы доказали, что в этой теории
нельзя ни доказать, ни опровергнуть (а это, естественно, возможно только с привлечением мета-теоретических средств), то оно "неразрешимо".
- Если мы доказали, что с помощью мета-теоретических средств неразрешимость
в этой теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть (а это, естественно, возможно с привлечением мета-мета-теоретических средств), то для него "вопрос разрешимости неразрешим".
- и т д.
Someone писал(а):
Если Вы закодируете метатеорию в предметной теории, то получите какое-то высказывание предметной теории, интерпретируемое (через метатеорию) как утверждение о неразрешимости исходной задачи, но не равносильное этой задаче. Вдобавок, как бы мы ни интерпретировали это утверждение, фактически оно является некоторым высказыванием об объектах предметной теории, отличающимся от той задачи, неразрешимость которой утверждается. Поэтому и в таком варианте утверждение "задача неразрешима" нельзя рассматривать как логическое значение высказывания, составляющего формулировку задачи.
В итоге я так и не понял почему нельзя. Вот мы совершенно строго (хотя и мета-теоретически) доказали, что в исходной постановке задача неразрешима. Почему я должен "исправлять" постановку задачи, добавляя к аксиоматике предметной теории какие-то новые аксиомы, ради того, чтобы всё-таки сделать задачу разрешимой, а не могу просто успокоиться на том, что она "в такой постановке неразрешима"?
Someone писал(а):
В итоге мы расстаёмся с "интуитивно очевидными" свойствами строк и приходим к "обоснованию", которое
заключается в сочинении невесть откуда взятой аксиомы
Я же не утверждаю, что конструктивизм может вообще обойтись без аксиом. "Невесть откуда взятыми" являются только такие аксиомы, которые утверждают непонятные (хоть кому-то) свойства или говорят о существовании объектов, которые непонятно (хоть для кого-то) что собой представляют.
Someone писал(а):
Разумеется. Мы никогда не можем дать полную формализацию, иначе мы должны будем строить бесконечную цепочку метатеорий , формализующих друг друга. Где-то надо остановиться. Почему бы не остановиться на строках? Фактически это означает, что всякая формальная теория содержит массу не формализованных предположений, которые неявно участвуют в рассуждениях.
Разумеется "формальная теория содержит массу не формализованных предположений", но все они сводятся к пониманию того, что такое символы, строки из них и операции с ними. Если мы все эти неформализованные вещи понимаем одинаково, то никаких проблем не возникнет. Задача ведь заключается не в том, чтобы найти такое обоснование, которое "абсолютно во всех смыслах", а чтобы исключить возможность неоднозначного понимания того, что такое "теория" в самом общем мыслимом случае.
Someone писал(а):
Но нужно понимать, что что такие предположения есть, и что в случае со строками они столь существенны, что позволяют "обосновать" арифметику Пеано. В этом смысле мы не можем сформулировать математическую логику, не имея достаточно развитых представлений об арифметике, несмотря на то, что логика не содержит арифметику в явном виде.
Это не исключено, что наше неформальное понимание строк в неявном виде содержит в себе арифметику.
Someone писал(а):
Нет. У каждого из нас есть богатый опыт взаимодействия с внешним миром и, в частности, друг с другом. Мы давно уже договорились о неких общих понятиях и способах их выражения. Этого достаточно, чтобы мы могли договориться о формальных правилах записи строк и правилах их преобразования (я имею в виду математику). Это всё, что нам нужно, чтобы понимать друг друга.
Дьявол всегда в деталях. В некоторых предметных областях для адекватных коммуникаций достаточно разговорного языка. Бывает так, что и математика-то не нужна. Где-то вопросы сложнее и требуется более глубокая проработка "правил общения". Там уже нужна какая-то математическая формализация. А где-то могут возникнуть ситуации, когда достигнутый уровень "математической формализации", кажущийся Вам сейчас достаточным, может породить недоразумения. Например, Вы полагаетесь на доказанный кем-то где-то результат, но не знаете, что он получен с использованием аксиомы выбора (которую Вы не принимаете). Невозможно же по каждому возникающему вопросу подробнейшим образом описывать всю аксиоматику, которую принимает данный автор.
Someone писал(а):
При этом вовсе не требуется, чтобы мы интерпретировали эти строки одинаково. Как бы мы их не интерпретировали, писать мы будем одинаковые строки и преобразовывать их будем по одинаковым правилам, поэтому в этой части разногласий у нас не возникнет.
Здесь Вы рассуждаете прямо-таки как конструктивист. Действительно, математическими результатами в итоге всегда являются какие-то строки, которые в принципе применительно к конкретной ситуации ещё можно и интерпретировать по-разному. Например, вот Вы доказали, что существует нелинейная аддитивная функция на
, и записали это утверждение строкой по всем правилам логики первого порядка. Я посмотрел и согласился: Да, действительно, из вот таких-то аксиом по таким-то правилам следует эта строка. И всё, если Вы меня спросите, "значит" ли этот вывод что-то для меня, я скажу "нет". Потому что моя "интерпретация" такова, что раз строки, которыми записаны некоторые исходные аксиомы, "ничего не значат", то и вывод "ничего не значит".
Someone писал(а):
Речь в абстракции потенциальной осуществимости идёт только о том, что когда мы будем иметь дело с конкретной задачей, то это ограничение всегда можно будет считать выходящим за её рамки.
Не всегда. Если для решения какой-то задачи потребуется реально "нарисовать"
"палочек", то эта задача реально никогда не будет решена таким способом, хотя решение "потенциально осуществимо".
Это не противоречит моему утверждению, потому что конкретной задачей в конструктивной постановке здесь является "нарисовать
палочек" и конструктивным выводом является, что "это потенциально осуществимо". Т.е. ситуация ограниченности срока жизни реального исполнителя выходит за рамки конструктивной постановки задачи. Просто нужно отличать конкретную задачу в рамках математики от применения её результатов в реальности.
Someone писал(а):
Аксиома бесконечности не есть утверждение о "существовании актуальной бесконечности".
Индуктивное множество - это и есть "актуальная бесконечность". Раз есть утверждение о его существовании, значит мы имеем "абстракцию актуальной бесконечности".
Someone писал(а):
Я в курсе, что существуют всякие "абстракции" типа "актуальной бесконечности", "потенциальной осуществимости" и т.д, и т.п.. Этих "абстракций", скорее всего, гораздо больше, просто, видимо, никому не приходит в голову заняться их выявлением и явной формулировкой.
Может быть их и больше, но что касается различий между "актуальной" и "потенциальной" бесконечностями, то они сформулированы явно. И я уже где-то Вам о них писал:
- Абстракция актуальной бесконечности есть утверждение о существовании бесконечной совокупности объектов (пример таковой - индуктивное множество).
- Абстракция потенциальной бесконечности (или "осуществимости") есть утверждение о
НЕсуществовании
конечной совокупности всех объектов соответствующего типа.
Чувствуете разницу? Первую контруктивизм не принимает, а вторая является одной из его основ (т.е. признаются объекты потенциально бесконечных типов, например - строка или натуральное число).
Someone писал(а):
В практическом плане они означают только одно: математические понятия и объекты не принадлежат реальному миру, хотя и происходят оттуда, являясь логическими моделями нашего практического опыта.
В моём понимании "математическими объектами" являются строки символов. Хотя возможны и другие интерпретации, но суть та же.
Someone писал(а):
Но обосновывать аксиомы таким способом нельзя.
Без такого обоснования аксиома остаётся просто строкой символов, которая совершенно ничего не значит, а значит для нас нет никакого смысла её принимать. Процедура (или алгоритм) проверки, связанная с высказыванием, является ничем иным, как указанием на способ его
применения. Когда утверждается, что "у любого натурального числа есть последователь", то я подразумеваю под этим не просто некий набор слов, которые каждый "понимай как хочешь", а указание на способ построения последователя. Например, в представлении строками палочек - это добавление палочки к строке. А в представлении символами, принятыми для описания множеств (фигурными скобками и запятыми), - это построение строки "{s,{s}}", где "{s}" - строка, описывающая исходное число .
Someone писал(а):
Если интерпретировать аксиому бесконечности как утверждение о строках (из символов "{", "," и "}"), то она утверждает существование бесконечной строки.
Ничего подобного она не утверждает. Она утверждает существование (если хотите - возможность построения) сколь угодно длинных строк
Ну, ну. Если последователем строки "{s}" является строка "{s,{s}}", то как бы могла выглядеть строка, включающая всех последователей? Аксиомой-то несложно декларировать, что "такая строка существует", а вот попробуйте указать способ как такую строку построить. Это отнюдь не просто "сколь угодно длинная строка", а именно бесконечная.
Someone писал(а):
и возможность мыслить совокупность этих строк как единое понятие. Для записи которого, очевидно, придётся придумать такой способ, который не требует написания бесконечно длинных строк.
Вот придумайте сначала такой способ, тогда и можно будет начинать мыслить такую совокупность как некое разумное понятие.
Someone писал(а):
Сама аксиома бесконечности и демонстрирует один из таких способов, поскольку её запись содержит лишь конечное число символов.
Способ недостаточно записать формулой. Нужно ещё продемонстрировать, что он завершается успехом. Код алгоритма построения строки, который никогда не завершится, написать нетрудно.
Someone писал(а):
Я кажется сообразил как можно конструктивно доказать эту теорему. Правда доказательство может быть только мета-теоретическим, ибо оно использует индукцию по формулам арифметики. Щас продемонстрирую:
Мероприятие, на мой взгляд, совершенно безнадёжное.
Полагаю утверждение
, где
- арифметика, а
- последовательность Гудстейна, начинающаяся с
, здесь доказанным. Если не согласны, найдите ошибку.
Someone писал(а):
Прежде всего, что такое метатеория? Это теория, которая используется для формального описания языка предметной теории.
Да.
Someone писал(а):
У предметной теории и метатеории разные объекты, даже если они называются одинаково (и даже если обе теории, в некотором смысле, одинаковы).
Да.
Someone писал(а):
Метатеория не может доказывать теоремы об объектах предметной теории, она может доказывать теоремы только о своих объектах.
Да. Зато она может доказывать утверждения о таких своих объектах, как утверждения предметной теории. Например, она может доказать, что для любого натурального
в предметной теории существует доказательство
.
Someone писал(а):
Теорема Гудстейна к таковым не относится.
Я не утверждаю, что теорема Гудстейна, т.е.
, как таковая доказана непосредственно в самой метатеории и не глядя на предметную теорию, т.е на арифметику. То, что доказано, я записал выше.