2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Зачем нужен эвольвентный профиль зубчатого колеса
Сообщение25.07.2025, 15:20 
Батороев в сообщении #1695374 писал(а):
Т.е. не туда нитку крепите

Эвольвента - это траектория конца нитки при сматывании её с неподвижной катушки. Этого знания достаточно, чтобы понять, почему при постоянной угловой скорости вращения зацеплённых шестерёнок точка контакта эвольвентных зубьев движется в пространстве по прямой с опять же постоянной линейной скоростью, и почему эта точка контакта при этом движется с переменной скоростью по поверхности каждого зуба, ускоряясь вдоль поверхности одного и замедляясь вдоль поверхности другого, так что поверхности трутся друг о друга. Возможно, вы подразумеваете какую-то иную более хитрую форму зубьев, или же чего-то недопоняли в работах Эйлера или же в объяснении преподавателей.

Форма зуба - это траектория конца нитки, сматываемой с катушки постоянного радиуса. Точка контакта движется относительно этой шестерёнки как этот конец нитки, сматываемой с постоянной угловой скоростью.

 
 
 
 Re: Зачем нужен эвольвентный профиль зубчатого колеса
Сообщение25.07.2025, 15:32 
Gleb1964 в сообщении #1695378 писал(а):
Может, что-то неверно запомнил, нужно пересмотреть?

Нужно пересмотреть.

 
 
 
 Re: Зачем нужен эвольвентный профиль зубчатого колеса
Сообщение25.07.2025, 16:34 
realeugene
realeugene в сообщении #1695379 писал(а):
или же чего-то недопоняли в работах Эйлера или же в объяснении преподавателей.

С чего это вы перешли на менторский тон?

Посмотрите динамическую картнку и скажите, где вы видите скольжение зубьев друг об друга?

 
 
 
 Re: Зачем нужен эвольвентный профиль зубчатого колеса
Сообщение25.07.2025, 17:32 
Батороев в сообщении #1695374 писал(а):
Есть такое понятие в зубчатых эвольвентных передачах, как полюс зацепления.
Цитата:
Как видно в полюсе скольжение равно нулю...
Батороев, Вы путаете полюс зацепления и точку контакта зубьев.
Точка контактов зубьев при вращении шестерён "проходит" по линии зацепления.
И если в данный момент точка контакта зубьев не совпадает с полюсом зацепления, то разумеется есть трение скольжения в точке контакта зубьев.

Посмотрите картинку из моего сообщения p1695252 . Там показано как раз положение шестерён, когда точка контакта зубьев не в полюсе зацепления.

 
 
 
 Re: Зачем нужен эвольвентный профиль зубчатого колеса
Сообщение25.07.2025, 18:31 
Батороев в сообщении #1695391 писал(а):
Посмотрите динамическую картнку
и скажите, где вы видите скольжение зубьев друг об друга?
Я на этой картинке вижу скольжение сверху и снизу зубьев.

Посмотрите на верхнюю гифку на странице Википедии. В момент контакта угол верхнего зуба движется вниз, в то время, когда парная контактирующая точка на нижнем зубе движется вверх.

 
 
 
 Re: Зачем нужен эвольвентный профиль зубчатого колеса
Сообщение25.07.2025, 18:53 
rascas в сообщении #1695401 писал(а):
Батороев, Вы путаете полюс зацепления и точку контакта зубьев.
Точка контактов зубьев при вращении шестерён "проходит" по линии зацепления.
И если в данный момент точка контакта зубьев не совпадает с полюсом зацепления, то разумеется есть трение скольжения в точке контакта зубьев.

Наверное, Вы правы. Учился 50 лет назад и по-видимому забыл, что трения нет только в полюсе. :-(

 
 
 
 Re: Зачем нужен эвольвентный профиль зубчатого колеса
Сообщение27.07.2025, 06:31 
Значит трения нет только в полюсе? Эхх, всегда думал, что смысл сложной формы зуба именно в этом. Теперь понятно, почему картер токарного станка залит маслом.

А можно сделать такой профиль, чтобы зубья толкали друг друга без трения, пусть даже неравномерно, с вибрацией? На каких-нибудь бетономешалках или сельскохозяйственной технике, где грохота и так и избытком (его можно поглотить резиновыми муфтами), а вот зубья работают в дикой пыли, бетонной пыли и грязи и изнашиваются как мама не горюй, такой зуб сгодился бы...

 
 
 
 Re: Зачем нужен эвольвентный профиль зубчатого колеса
Сообщение27.07.2025, 08:39 
geodx
Косозубая передача, в которой точка контакта зубъев всегда нахдится в плоскости осей вращения (перемещается вдоль осей по мере вращения колес). Проще говоря, несколько склеенных между собой эвольвентных шестеренок со "сдвигом по фазе". Правда, у такой толстой косозубой шестерни в каждый момент времени в зацеплении находится не линия, как у толстой прямозубой эвольвентной шестерни, а всего-лишь точка.

 
 
 [ Сообщений: 23 ]  На страницу Пред.  1, 2


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group