2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
 Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение17.11.2021, 21:04 


17/11/21
1
Цитата:
Что значит преподавать? Это значит систематически побуждать ученика к собственным открытиям (Спенсер)


Будем честны, современное образование в основном профанация - ученик делает вид что учится,
учитель делает вид что учит. Примерно ~15 лет жизни уходят на малоэффективную деятельность.

Как преподавать физику в школе?

В начале ученик делает специально подобранный эксперимент,
который демонстрирует некоторое физическое явление.
Далее - попытка объяснить физику явления, поиск ответа на вопрос "почему происходит именно так, а не иначе?".
На следующем занятии - теория (научное объяснение физичеcкого явления / процесса).
Потом - листок с качественными (на понимание) и олимпиадными задачами,
который самостоятельно прорешивает ученик с устной защитой.
После того как вышло определённое время (на выданный листок) происходит разбор задач.


Как преподавать химию в школе?

Ответ - с помощью решения практических задач + проектов / исследовательских задач.
Знать и понимать - это, "как говорят в Одессе", - две большие разницы.

Формат занятия

Метод листочков

В начале каждому ученику раздаётся листочек с тн качественными / олимпиадными задачами.
Если ученик думает, что он решил задачу, ученик может устно защитить / объяснить своё решение
наедине с преподавателем. За каждую зачтённую задачу школьник получает +1 в рейтинг.

Практикум

Решение практической задачи с помощью эксперимента (индивидуально или скооперировавшись с кем-нибудь).
Например, есть (обручальное) кольцо - как проверить, что кольцо из серебра?
За каждый вариант решения ученик получает дополнительные +1 в рейтинг.
Рейтинг - общий для всех и непосредственно влияет на итоговую оценку.

Как преподавать в школе математику

Система Константинова

В начале раздаётся листочек со специально подобранными задачами, посвящённые одной теме.
Каждый решает индивидуально. Задачи подбираются таким образом и даются в такой последовательности,
чтобы ученик самостоятельно мог придумать идею. Если ученик думает, что решил задачу, он может
попытаться объяснить / защитить своё решение; если принимающий
засчитывает задачу, то ученик получает +1 в рейтинг.
После - происходит разбор задач (возможно, на следующем занятии, чтобы у ученика было
больше времени осмыслить / прочувствовать идею).

Если использовать этот метод - ученик может переоткрыть всю школьную математику самостоятельно.

+ олимпиады, турниры, профильные смены в Сириусе, зимние / летние школы, etc.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение17.11.2021, 21:11 
Заслуженный участник


20/12/10
9085
evangeli0n в сообщении #1539608 писал(а):
Будем честны, современное образование в основном профанация - ученик делает вид что учится, учитель делает вид что учит.
Вранье. Дальше читать смысла не имеет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение17.11.2021, 22:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7072
evangeli0n
Извините за нескромный вопрос. У вас какой-нибудь опыт преподавания или репетиторства есть?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение17.11.2021, 22:15 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
evangeli0n, вы пробовали это реализовать? Если да - что получилось?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 05:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/14
968
спб
nnosipov в сообщении #1539609 писал(а):
Вранье.

Если реагировать менее категорично, то высказывание
evangeli0n в сообщении #1539608 писал(а):
Будем честны, современное образование в основном профанация - ученик делает вид что учится,
учитель делает вид что учит

не вранье (а что есть ложь за пределами формальной логики? :-) ), а суждение (может быть, поверхностное - на усмотрение субъекта), которое требует пояснений. Только дело в том, что оно возникло не безосновательно и в глубине его кроются тайны волнующего автора темы вопроса. Правда, может показаться, что вопросов у автора нет, а есть только напористые ответы, что вероятно и побуждает некоторых участников форума реагировать на них столь же напористо - только вот у всех проявляется это по-разному. Но примем это как предложение к обсуждению.

Теперь совсем по делу. evangeli0n, Ваша программа будет работать для уже заинтересованных и готовых учиться людей. Причем учиться очень активно и по теме предметов. "Материальные" проблемы у этого подхода стандартные: проблематично найти как учеников, так и учителя, который смог бы такой хороший уровень держать. Это скорей такой кружок для школы/города. И я полагаю, что учителя, которые способны к такому, подобные редкие кружки организуют. В самом конце я прокомментирую более серьезную проблему, раскрыв Ваш исходный тезис.

И на десерт совсем-совсем по делу (и это, собственно, причина, по которой я все же решил ответить в этой теме). Ситуация, которая произошла с evangeli0n в этой теме описывает проблемы образования куда лучше всяких "прорывных" программ. Чтобы не вызвать обид, придется чуть абстрагироваться от нашей конкретной ситуации (те, кто все же обидится - можете высказаться мне в ЛС).

Вот молодой человек, находящийся в поиске, приходит к мэтрам с вопросом. Да, вопрос как-то криво-косо задал, и тон у него напористый - ну молодой, что с него взять. И оказывается, что мэтры вопроса не понимают - они известные уважаемые люди в своих областях, а вопрос вроде и рядом, но они никогда про него и не задумывались - ощущений, подобных тем, что испытывает от своих блужданий вопрошающий, они никогда не испытывали. Вот и ответили только на то, что поняли - на напористость, и ответили, как принято, по-бюрократически - потребовали справку.

И дело не в том, что мэтры - узкие специалисты - мы их за это любим и ценим. Дело в их напористости в вопросах, в которых они не компетентны, но видимо сами себя они таковыми не считают. Тут вспоминается притча про "математик сделает это лучше", в которой умирающий человек просит поправить ему подушку и отталкивает первого подошедшего со словами: "Позовите математика - математик сделает это лучше". И когда-то на первых курсах, услышав её, у меня даже возникло чувство какой-то гордости, что притча в такой шутливой форме выражает многогранность математического образования. Сейчас же, уже осознав, что с тех пор, как математика, подобно всему остальному, стала узкоспециализироваться и из нее ушла сначала физика, а потом и философия, и наблюдая воочию результат этого, притча приобретает уже совсем другой, больше издевательский, смысл. И уже с подушкой большинство математиков не справляются. Для этого большинства такой подушкой является осознание того, что владение математическими теориями (даже на первоклассном уровне), не имеет ничего общего с пониманием вопросов преподавания и образования - в том числе математического. Куда уж там до осознания философских, психологических и социальных основ этих вопросов (тут вспоминается начало к курсу алгебры Н. А. Вавилова, что, дескать, оказывается, что о том, как преподавать алгебру, долгое время никто и не задумывался :D; чего уж говорить про основы образования и преподавания). Эти вопросы требуют такой же систематизации в изложении и обучении, как и математические теории.

Я также полагаю, что наличие какой-никакой систематизации в вопросах образования и преподавания снимет с плечей узких специалистов потребность выдавать ответы по вопросам, в которых они не компетентны (это причина, по которой я вообще этим занимаюсь). Прослушав подобный обязательный курс тренировки слуха на соответствующие вопросы, они уже будут реагировать куда более по делу и отсылать вопрошающего на соответствующую кафедру, а сами будут доказывать потрясающей сложности теоремы в своих современных областях и получать за это престижные награды.

Чтобы раскрыть тезис автора темы, полезно сформулировать принцип Гераклита, который писал: "Сначала я долгое время ничего не понимал, а потом понял всё". Так что по Гераклиту тот, кто в процессе обучения что-то понимает в краткосрочной перспективе, на самом деле не понимает ничего. Те, кто на самом деле понимают, понимали это и до объяснения учителем; остальные же либо делают вид, что понимают, либо же демонстрируют непонимание и получают клеймо неспособного к той или иной деятельности. Для меня именно это и отражает исходный тезис автора темы. Все противоречащие этому принципу тенденции в образовании, которые направлены на сокращение срока обучения, деление семестра на модули, увеличение количество проверочных и контрольных (особенно тестовых), коллоквиумов, - мешают человеку обучаться (=бороться с отягощающим состоянием непонимания). Наша система образования учит привыкать не понимать. Вот и имеем то, что имеем.

Следуя принципу Гераклита, идеальная система образования не должна содержать принудительных краткосрочных контрольных, чтобы каждый тратил на осмысление вопросов столько времени, сколько ему нужно, осмысляя разом широкий круг связанных вопросов, и система не перемалывала "неспособных" (=не способных к системе). Если кто-то не освоил должным образом курс алгебры за первый год, то освоит за второй или третий: может быть, через анализ все станет куда проще, понятнее и мотивированней (например, великий математик современности Т. Тао в каком-то интервью на ютубе говорит, что алгебру он понимает только через анализ). А перемалывание на принудительных экзаменах людей, которые не дошли еще до понимания какой-то сущности, а тупо зазубривать, как их заставляют (привыкать не понимать) не хотят, приводит к тому кризису в образовании и науке, который мы имеем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 05:35 
Заслуженный участник


20/12/10
9085
demolishka в сообщении #1539646 писал(а):
Правда, может показаться, что вопросов у автора нет
А еще может оказаться, что автор решил потроллить здешнюю публику. Сначала наброс, а потом набор банальностей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 11:24 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
demolishka, есть одна проблема. И ТС, и вы фактически обсуждаете преподавание математики - там есть изложенные проблемы в изложенном же виде, для него был придуман и использовался "метод листочков" и т.п. Однако ТС начинает с физики и химии, и наверное, надо было бы сначала задуматься над тем, что ситуация с ними может быть немного другой, нет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 11:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8540
Хочется задать demolishka тот же вопрос, который выше уже адресовался ТС:
Pphantom в сообщении #1539615 писал(а):
вы пробовали это реализовать [в качестве преподавателя для группы студентов - A.P.]? Если да - что получилось?
А получится вот что. Я буду говорить о высшем образовании, но в общем-то у школьного те же проблемы.

Факт № 1, эмпирический. Студенту типовому, из середины гауссианы, ой как есть чем заняться кроме учёбы. У него любовь, друзья, тусовки, вопросы смысла жизни и собственная рок-группа. Поэтому, даже если он способный и заинтересованный, на учёбу он будет тратить столько времени и сил, сколько его заставляют, и не больше. Тем более что юный организм, отсидевший четыре-пять пар и, может быть, даже сделавший домашние задания, имеет все субъективные основания решить, что потратил сегодня на учёбу достаточно времени и можно с чистой совестью отдохнуть (особенно если питается этот организм по-студенчески, сникерсами и роллтонами, но даже если и нет). И даже если он понимает, что в чём-то не разобрался и надо бы, на помощь приходят прекрасные сёстры Несейчас и Дапотом. Потому что студенту от 17 до 20, и с самодисциплиной у него неважно. О школьниках и говорить нечего.

В отсутствие промежуточного контроля (тех самых контрольных, коллоквиумов, вызовов к доске и т.д.) это приводит к тому, что студент перечитывает свои конспекты и учебники и пытается разобраться в непонятном ровно один раз: в ночь перед экзаменом. Школьник, которому не грозят экзамены, не перечитывает вообще.

Факт № 2, нейрофизиологический. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную - это создание новых и разрастание старых контактов между нейронами (синапсов). Этот процесс требует времени и осуществляется маленькими порциями, во сне. Так что если в стахановском темпе в последнюю ночь залить в кратковременную память получебника, эти же получебника из неё через сутки и выльются. Ничего личного, только физиология: ну не нарастить бедному мозгу столько синапсов за одну ночь. Или за две, или за пять. Этим нужно было весь семестр заниматься. Вот и возникает классическое "мы это сдали".

Резюме. Постоянный промежуточный контроль, принуждающий студента повторять и прорабатывать каждую мелкую порцию информации - единственный способ заставить типичного студента хотя бы запомнить то, что ему читают. Думаю, demolishka сейчас скажет "запомнить не значит понять". Но думаю, даже demolishka согласится, что невозможно понять то, чего даже не помнишь.

Разумеется, бывают 5-10% студентов, для которых дороже математики ничего нет и которые после пар бегут в читальный зал, а выходные проводят за учебниками. Им и впрямь промежуточный контроль не нужен и, может быть, даже мешает. Но вряд ли учебный процесс стоит строить таким образом, чтобы чему-то научились только эти 5-10% студентов (и тем более 5-10% школьников). А если кто-то считает, что нужно, то это тема совсем другой дискуссии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 12:02 


07/08/14
4231
Нужно отделять сильных студентов от хлюпиков - учить их по разным программам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 12:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8540
upgrade в сообщении #1539680 писал(а):
Нужно отделять сильных студентов от хлюпиков - учить их по разным программам.
Что автоматически означает удвоение количества преподавателей. Не то чтобы я против, но вряд ли те, кто управляет образованием, на это пойдут.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 12:55 


07/08/14
4231
Anton_Peplov в сообщении #1539683 писал(а):
Что автоматически означает удвоение количества преподавателей.
Можно время преподавателя перераспределить. Тем кто не успевает - давать меньше лекций, меньше практических занятий, меньше вопросов на экзамене, и, соответственно - меньше дипломный балл, в котором надо будет учесть не только оценки, но и учебное время. Увидев такой балл, работодатель сразу поймет сколько надо потратить усилий на дообучение. И Митрофанушка тоже получит диплом, свой, индивидуальный.
Кстати, в дипломной оценке неплохо было бы учитывать у каких преподавателей учился выпускник. Итоговый рейтинг студента: 1. время обучения 2. оценка 3. преподаватель. Складывается понятное дело в течение всего периода обучения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 13:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/14
968
спб
Pphantom в сообщении #1539672 писал(а):
и вы фактически обсуждаете преподавание математики

Я говорю о фундаментальных вопросах образования, восходящих к философии, психологии и социологии. Иногда приходится говорить о примерах в математике, в которых(ой) я более осведомлен. Тема листочков топикстартера никого (и меня в том числе) не заинтересовала, и я её вообще не касался, попытавшись сменив акценты на более интересные вопросы, зарытые в исходный тезис, который по-настоящему задел остальных. Как полагается, заодно получился очередной сборник примеров многообразия интерпретаций субъектов (правда пока все активно участвующие видимо полагают, что я обсуждаю "листочки").

Pphantom в сообщении #1539672 писал(а):
Однако ТС начинает с физики и химии, и наверное, надо было бы сначала задуматься над тем, что ситуация с ними может быть немного другой, нет?

Вот этот бы вопрос изначально стоило задать ТС, а не требовать с него справки. Я в свою очередь про образование ни в физике, ни в химии не говорил.

Anton_Peplov, приписыванием мне крайностей (тем самым доводя идеи до абсурда и лишая их всяких смыслов) делу не поможешь. Будем считать, что Вы делаете это не специально, а, например, ввиду каких-то потребностей определить меня по словам-триггерам в какой-нибудь привычный Вам лагерь и насыпать в мой адрес чего-нибудь стандартного из соответствующего мешка аргументов (ну или еще чего). В эти ваши игры я не играю, вот и получается, что получается.

Так вот. Я, если что, вообще нигде не предлагал ничего внедрять, а лишь помыслил о том, что уже есть. Все претензии с листочками и "прорывными" программами обращайте к топикстартеру - мне их обсуждение не интересно. И не надо от моего лица заставлять решать математические листочки каждого гражданина РФ.

Если же принять Вашу сторону фантазерства, то проблема, как я упомянул, сложная и подорожником, который некоторым не терпится приложить, гангрене не поможешь. Прежде чем пойти глужбе и помыслить о путях решения проблемы надо хотя бы её зафиксировать. Но вот с этим пока у большинства проблемы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 13:19 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
upgrade в сообщении #1539685 писал(а):
Увидев такой балл, работодатель сразу поймет сколько надо потратить усилий на дообучение. И Митрофанушка тоже получит диплом, свой, индивидуальный.
Стандартный вопрос - зачем?

-- 18.11.2021, 13:20 --

demolishka в сообщении #1539690 писал(а):
Вот этот бы вопрос изначально стоило задать ТС, а не требовать с него справки.
Ну пока что у него просто спросили, пытался ли он это реализовывать. Вдруг пытался и получилось, чем черт не шутит.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 13:30 


07/08/14
4231
Pphantom в сообщении #1539691 писал(а):
Стандартный вопрос - зачем?
Отсеять кандидатов по профпригодности на этапе резюме, пишут же в вакансиях "МГУ", "техническое образование", "красный диплом". Зная, что существует такой отсев, студенты будут стремиться получить хороший рейтинг при выпуске, путь к которому - обучение, заработает обратная связь. Сейчас рейтинг выпускника - это только диплом и ВУЗ, он слабоинформативен. Ну и потом, в качестве цели для достижения рейтинг более определен, чем просто диплом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как преподавать химию, физику и математику в школе
Сообщение18.11.2021, 13:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8540
demolishka
Я отвечал на это.
demolishka в сообщении #1539646 писал(а):
идеальная система образования не должна содержать принудительных краткосрочных контрольных, чтобы каждый тратил на осмысление вопросов столько времени, сколько ему нужно, осмысляя разом широкий круг связанных вопросов, и система не перемалывала "неспособных" (=не способных к системе).
И сказал, что будет, если выкинуть из учебных программ принудительные краткосрочные контрольные. Только и всего. В Вашем посте не было ничего про "но на практике принудительные краткосрочные контрольные выкинуть нельзя, потому что...". Может быть, оно предполагалось, а может быть, и нет, я не телепат. Вот я это самое "потому что" и расписал. Чтобы сопоставить идеал с суровой реальностью.

demolishka в сообщении #1539690 писал(а):
Я, если что, вообще нигде не предлагал ничего внедрять, а лишь помыслил о том, что уже есть.
Ок, мы согласны в том, что система образования далека от идеала, но конкретных предложений, как её к этому идеалу приблизить, у Вас нет. На этом и разойдёмся.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group