2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 09:36 


20/04/10
1776
alisa-lebovski в сообщении #1517437 писал(а):
При чем тут алгебры, когда котангенс.
Понятие кратности корня лучше всего объяснять с помощью этой теоремы. И хорошо бы отучить школьников говорить про один корень, когда дискриминант квадратного уравнения ноль, пусть лучше говорят: "имеет два одинаковых корня". В задаче кстати при $a=0$ совпадают как раз корни квадратного уравнения, в этом случае котангенс вне игры. К тому же в уравнении от котангенса можно избавиться, заменив его полиномом с такими же корнями, правда степень полинома лучше сделать конечной, то есть оставить только корни из требуемого промежутка.

На всякий случай скажу, что я не утверждаю, что найденное решение правильно со "школьной точки зрения", вполне может быть что правильно так:
alisa-lebovski в сообщении #1517437 писал(а):
Я все-таки думаю, что если такая задача попадется на ЕГЭ или ДВИ, то надо будет добавить $a=0$ и $a=-1$.
Но пусть тогда составители таких задач пишут в условии про различные корни, иначе нехорошо.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 10:02 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
lel0lel в сообщении #1517443 писал(а):
Но пусть тогда составители таких задач пишут в условии про различные корни, иначе нехорошо.
Традиции уже давно сложились. Вы их хотите переделать? Ровно такое же понимание числа корней было и тогда, когда я был школьником.

-- Сб май 08, 2021 14:08:47 --

lel0lel в сообщении #1517443 писал(а):
К тому же в уравнении от котангенса можно избавиться, заменив его полиномом с такими же корнями, правда степень полинома лучше сделать конечной
Ну, это вообще какие-то танцы с бубнами. А ради чего?

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 10:17 


20/04/10
1776
nnosipov в сообщении #1517445 писал(а):
Традиции уже давно сложились. Вы их хотите переделать?

Если что-то можно изменить в лучшую сторону, то почему нет? А то прилежный школьник ходит и задаёт себе вопрос: "куда исчезает один корень квадратного уравнения при стремлении дискриминанта к нулю". Ответ он конечно найдёт, построив параболу. Но не лучше ли всем знать, что корни просто совпадают, а их количество не меняется.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 10:30 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
lel0lel в сообщении #1517446 писал(а):
Если что-то можно изменить в лучшую сторону, то почему нет?
А я не уверен, что это будет в лучшую сторону. И потом, традиции, особенно долгоживущие, менять --- дело очень хлопотное, особенно в школьной математике.
lel0lel в сообщении #1517446 писал(а):
Но не лучше ли всем знать, что корни просто совпадают, а их количество не меняется.
У квадратного уравнения может вообще не быть корней, с этим в школьной математике вполне свыклись.

Тут как-то мне говорили про иной смысл фразы "решить уравнение" (не как "найти все решения", а как "найти хотя бы одно решение"). Как-то очень революционно.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 10:44 


20/04/10
1776
nnosipov в сообщении #1517448 писал(а):
У квадратного уравнения может вообще не быть корней, с этим в школьной математике вполне свыклись.

Да, и это корректное утверждение, ведь речь идёт о поле вещественных чисел. То есть здесь всё строго и школьнику об этом же скажут в вузе. Но когда считают вещественные корни -- принято терять кратные, ничего не говоря об этом.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 11:04 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
lel0lel в сообщении #1517450 писал(а):
Но когда считают вещественные корни -- принято терять кратные, ничего не говоря об этом.
В вузе также рассказывают о таком понятии, как кратность корня. И это мне кажется правильным --- обсуждать не число корней, а кратность одного корня (как элемента поля или кольца или еще чего-нибудь). Где-то и в школах об этом говорят (на примере многочленов), но запихивать все это в обычную школьную программу --- она же не резиновая, да и профит не виден. Мне кажется, что вопрос с числом корней в школьной алгебре достаточно хорошо проработан с методической точки зрения. Что-то менять здесь себе дороже выйдет.

Вот два уравнения: $\sin{x}=0$ и $(\sin{x})^2=0$. Сколько у них корней? (У второго вроде бы в два раза больше.) А они вообще равносильны? Как-то не хочется заново (в свете нового представления о числе корней) разбираться со всем этим.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 11:22 


20/04/10
1776
nnosipov в сообщении #1517453 писал(а):
Вот два уравнения: $\sin{x}=0$ и $(\sin{x})^2=0$. Сколько у них корней? (У второго вроде бы в два раза больше.) А они вообще равносильны?

Такое если и встречается, то крайне редко. Но если уж встретилось, то записать привычную серию, указав, что все корни имеют кратность 2. Не так уж энергозатратно приучить детей писать, что уравнение $x^3=0$ имеет корень ноль кратности 3.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 11:30 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
lel0lel в сообщении #1517457 писал(а):
Не так уж энергозатратно приучить детей писать, что уравнение $x^3=0$ имеет корень ноль кратности 3.
В масштабах всей страны? Ой-ой-ой. Для спецшкольников понятие кратности корня известно, но только для случая многочленов. А уже для синусов-экспонент-логарифмов придется ТФКП рассказывать, что, наверное, перебор даже для спецшкольников.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 11:52 


20/04/10
1776
nnosipov в сообщении #1517458 писал(а):
В масштабах всей страны?
Ввести понятие кратности в 10 классе. Буквально один-два урока, а дальше это будет постоянно закрепляться практикой.
nnosipov в сообщении #1517458 писал(а):
А уже для синусов-экспонент-логарифмов придется ТФКП рассказывать
Зачем ТФКП, школьники знакомы с производной. Можно так: корень имеет кратность $n$, если $(n-1)$-ая производная равна нулю, а $n$-ая не равна нулю. Вполне по-школьному получится. Правда это работает только для точек, в которых функция бесконечно дифференцируема.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 12:17 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
lel0lel в сообщении #1517461 писал(а):
Можно так: корень имеет кратность $n$, если $(n-1)$-ая производная равна нулю, а $n$-ая не равна нулю.
А это не работает даже для многочленов (над полями ненулевой характеристики). Т.е. в вузе потом некоторым придется переучиваться. Кратность корня --- понятие алгебраическое (связано с разложением на множители), вводить его с помощью производной было бы искусственно.
lel0lel в сообщении #1517461 писал(а):
Буквально один-два урока, а дальше это будет постоянно закрепляться практикой.
А учебники писать? Мы же обсуждаем весь спектр проблем. И мне он кажется весьма широким.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 12:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1769
Москва
По-моему, строго говоря, корни бывают у многочленов, а у уравнений (тем более трансцендентных, как данное) бывают решения. И речь идет о числе решений уравнения. Или о числе нулей функции. Разве тут надо складывать кратности всех нулей?

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 12:32 


20/04/10
1776
nnosipov в сообщении #1517469 писал(а):
Т.е. в вузе потом некоторым придется переучиваться.

Лучше сказать узнавать более общие определения. В некотором смысле с понятием производной тоже самое -- у него существует много обобщений, но это не вполне переучивание, скорее доучивание.
nnosipov в сообщении #1517469 писал(а):
А учебники писать?
При современном развитии печатного дела... Желающих будет не мало. Главное, чтобы новые писатели сохранили то лучшее, что есть в проверенных учебниках.

alisa-lebovski
Всё это почти синонимы, лучше не создавать новых различающихся терминов (решения, нули, корни), это только усилит путаницу.
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Zero_of_a_function

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 13:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1769
Москва
lel0lel в сообщении #1517472 писал(а):
Всё это почти синонимы, лучше не создавать новых различающихся терминов (решения, нули, корни), это только усилит путаницу.
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Zero_of_a_function

Во-первых, это вовсе не синонимы, а во-вторых, по ссылке сказано, что число корней многочлена не больше степени, т.е. они понимаются в школьном смысле.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 13:09 


20/04/10
1776
alisa-lebovski в сообщении #1517477 писал(а):
число корней многочлена не больше степени, т.е. они понимаются в школьном смысле.

Нет, это значит, что корни могут рассматриваться не над полем комплексных чисел. Кратность же учитывают всегда. И да, нули функции и корни функции это синонимы (как и написано в Википедии), может быть что-то из этого используется реже. Насчёт термина "решения" тут всё зависит как мы договоримся, но логичнее всего кратность учитывать.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 13:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1769
Москва
То есть уравнение $x^{100}=0$ имеет 100 решений?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group