2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 ОДЗ в задании с параметром
Сообщение07.05.2021, 22:48 
Аватара пользователя


01/03/21
33
Bhaile Átha Cliath
Решал, на первый взгляд, несложное задание с параметром. Само задание звучит так:
При каких значениях параметра $a$ уравнение $(x^2-(a+4)x+2a+4)\cdot(\ctg(\frac{\pi x}{3})-\frac{\sqrt{3}}{3})=0$ на промежутке $[0;3]$ имеет ровно два корня.

Сперва нашёл ОДЗ. Т.к. тангенс не определён при некторых значениях -- $\frac{\pi x}{3}\ne\pi n, n \in\mathbb{Z}$. Отсюда $x \ne 3n$
Далее решал стандартно:
$$\left[ 
      \begin{gathered} 
        $x^2-(a+4)x+2a+4=0$ (1)\\
        $\ctg(\frac{\pi x}{3})-\frac{\sqrt{3}}{3}=0$ (2)\\
      \end{gathered} 
\right.$$
Корень уравнения (2): $x_{1}=1+3k, k\in \mathbb{Z}$. Уравнение (1) решал как квадратное относительно $x$, нашёл дискриминант. $D=a^2+8a+16-8a-16=a^2$. Отсюда $x_{2,3}=\frac{a+4 \pm |a|}{2}$. Тогда корни:
$$\left[ 
      \begin{gathered}
         $x_{1}=1+3k$\\
         $x_{2} = 2$\\
         $x_{3} = a+2$\\ 
      \end{gathered} 
\right.$$
Выходит три корня. Однако в задании просят, чтобы на промежутке $[0;3]$ было два корня. Тогда нужно, чтобы корень $x_{3}=a+2$ не входил в данный промежуток, т.к. $x_{1}$ входит при $k=0$ и $x_{2} $ входит. Следовательно:$$\left\{
\begin{array}{rcl}
 a+2 < 0 \\
 a+2 > 3 \\
\end{array}
\right.$$
Отсюда:$$\left\{
\begin{array}{rcl}
 a < -2 \\
 a > 1 \\
\end{array}
\right.$$
Верно ли то, что нужно еще учесть условие ОДЗ, и правильно ли я его его учитываю: $x \ne 3n$, то есть и $a+2\ne 3n \Rightarrow a \ne 3n-2$ ? Вопрос возник именно в этом, что-то я недопонял преподавателя. Так вот правильно ли я понимаю, что ответ будет таким: $a\in(-\infty;-2)\cup(1;+\infty) \backslash$ $\left\lbrace 3n-2\right\rbrace$

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение07.05.2021, 22:57 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
add314 в сообщении #1517401 писал(а):
Тогда нужно, чтобы корень $x_{3}=a+2$ не входил в данный промежуток, т.к. $x_{1}$ входит при $k=0$ и $x_{2} $ входит.
Есть еще один вариант (вернее, даже два) - корень может быть кратным. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение07.05.2021, 23:21 
Аватара пользователя


01/03/21
33
Bhaile Átha Cliath
Pphantom в сообщении #1517405 писал(а):
корень может быть кратным

Насколько я понимаю, Вы имеете ввиду кратность $x_{3}$ ? Честно говря, всё равно не очень понимаю, неужто он может быть кратен $3$ ? Я вот в этом моменте путаюсь. То есть, если $x_{3}$ кратен $3$, то он не входит в ОДЗ и не является корнем данного уравнения? Или мыслю в неправильную сторону?

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение07.05.2021, 23:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1769
Москва
Он имеет в виду, что корни могут совпадать, из-за этого их станет меньше.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение07.05.2021, 23:34 


20/04/10
1776
Два корня на интервале вы уже нашли. Теперь на параметр нужно наложить следующие условия: $ x_3$ не принадлежит интервалу (это вами сделано), или принадлежит, но не удовлетворяет одз, или принадлежит но совпадает с одним из корней (честно говоря это спорный момент, так как корней на интервале всё-таки будет 3, а различных 2, но в условии не сказано про различность)

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение07.05.2021, 23:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1769
Москва
lel0lel в сообщении #1517410 писал(а):
честно говоря это спорный момент, так корней на интервале всё-таки будет 3, а различных 2, но в условии не сказано про различность
Со школьной точки зрения, их будет 2.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение07.05.2021, 23:42 
Аватара пользователя


01/03/21
33
Bhaile Átha Cliath
alisa-lebovski в сообщении #1517411 писал(а):
Со школьной точки зрения, их будет 2.

решая подобное, мы учитываем то, что корни могут быть равными и что при этом их количество не меняется. Даже если корни совпадают, их там всё равно три

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение07.05.2021, 23:50 


20/04/10
1776
add314 в сообщении #1517412 писал(а):
мы учитываем то, что корни могут быть равными и что при этом их количество не меняется

Вот это молодцы, учитель у вас грамотный! Потому как основную теорему алгебры нужно знать со школьной скамьи. Осталось установить при каких значениях параметра $a$ предполагаемый корень $x_3$ не принадлежит одз и объединить эти значения с ранее найденным интервалом.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 00:03 
Аватара пользователя


01/03/21
33
Bhaile Átha Cliath
lel0lel в сообщении #1517413 писал(а):
при каких значениях параметра $a$ предполагаемый корень $x_3$ не принадлежит одз

При $a\in \left\lbrace -2; 1\right\rbrace$ ? Это если для данного промежутка. Ну или, если я правильно написал в первом сообщении, при $a = 3n-2$

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 00:09 


20/04/10
1776
Да. Эти значения пойдут в ответ, до этого их там не было. Но, строго говоря, при $a=3n-2$. В первом сообщении вы их наоборот исключали, а надо было добавлять. Ответ же надо записать максимально компактно, объединять то, что и так уже есть не следует.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 00:18 
Аватара пользователя


01/03/21
33
Bhaile Átha Cliath
lel0lel в сообщении #1517415 писал(а):
надо записать максимально компактно

Тогда получится так: $a\in(-\infty;-2]\cup[1;+\infty)$.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 00:24 


20/04/10
1776
Теперь всё правильно. Только если будете оформлять, то поправьте это
add314 в сообщении #1517401 писал(а):
Следовательно:$$\left\{
\begin{array}{rcl}
a+2 < 0 \\
a+2 > 3 \\
\end{array}
\right.$$
Отсюда:$$\left\{
\begin{array}{rcl}
a < -2 \\
a > 1 \\
\end{array}
\right.$$

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 00:32 
Аватара пользователя


01/03/21
33
Bhaile Átha Cliath
lel0lel в сообщении #1517417 писал(а):
Теперь всё правильно

Большое Вам спасибо!
Всем большое спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 08:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1769
Москва
lel0lel в сообщении #1517413 писал(а):
Потому как основную теорему алгебры нужно знать со школьной скамьи.
При чем тут алгебры, когда котангенс. Я все-таки думаю, что если такая задача попадется на ЕГЭ или ДВИ, то надо будет добавить $a=0$ и $a=-1$.

 Профиль  
                  
 
 Re: ОДЗ в задании с параметром
Сообщение08.05.2021, 08:55 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
add314 в сообщении #1517412 писал(а):
Даже если корни совпадают, их там всё равно три
Нет, их два. Т.е., например, значение $a=0$ удовлетворяет условию задачи. В подобных задачах корни с учетом их кратности не считают (хотя бы потому, что понятие кратности корня не входит в обычную программу по математике). В любом случае советую с этой задачей обратиться на форум https://alexlarin.com, который как раз специализируется на решении ЕГЭ-шных задач. Там лучше разбираются в нюансах школьной (тем более, ЕГЭ-шной) математики, чем здесь.
lel0lel в сообщении #1517413 писал(а):
Вот это молодцы, учитель у вас грамотный!
Может, и грамотный, но запутать ученика может. Потом на ЕГЭ проблемы могут быть.

-- Сб май 08, 2021 12:57:23 --

alisa-lebovski в сообщении #1517437 писал(а):
При чем тут алгебры, когда котангенс.
Вот-вот. Именно поэтому (что тип уравнений может быть самый разный) говорить о кратных корнях в школьной математике довольно бессмысленно.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group