Ведь заучивание наизусть - это создание в мозге структур, которые создаются точно также как и понимание.
В дальнейшем человек, если ему требуется применить имеющиеся знания, что к заученному материалу обращается, что к понятому.
То есть понимание = память..
Это не так. Понимание это не просто набор каких-то фактов, а и их связи с остальными фактами и понятиями в вашем мозгу, которые могут иметь отношение к данному материалу (частные случаи, обобщения, аналогии, примеры применения и т.д.). И для понимания нужно не только учить что-то, но и решать задачи
Только тогда данный материал становится частью некоей общей системы и вы сможете не просто "помнить" выученное, но и применять его. Но даже и запоминать без понимания намного сложнее, поскольку достаточного количества связей и структур у вас в мозгу не возникнет. Ну и, например, запомнить длинное доказательство какой-то теоремы намного сложнее, если не понимать "что там именно происходит".
Об этом хорошо писал Фейнман:
После длительного расследования я, наконец, понял, что студенты все запоминали, но ничего не понимали. Когда они слышали "свет, отраженный от преломляющей среды", они не понимали, что под средой имеется в виду, например, вода. Они не понимали, что "направление распространения света" - это направление, в котором видишь что-то, когда смотришь на него, и т.д. Все только запоминалось, и ничего не переводилось в осмысленные понятия. Так что, если я спрашивал: "Что такое угол Брюстера?", я обращался к компьютеру с правильными ключевыми словами. Но если я говорил: "Посмотрите на воду", - ничего не срабатывало. У них ничего не было закодировано под этими словами.
Позже я посетил лекцию в Инженерном институте. Проходила она так:
"Два тела... считаются эквивалентными... если равные вращательные моменты... производят... равное ускорение. Два тела считаются эквивалентными, если равные вращательные моменты производят равное ускорение". Студенты сидели и записывали под диктовку, а когда профессор повторял предложение, они проверяли, все ли правильно записано. Потом они писали следующее предложение и еще одно, и еще одно. Только я один знал, что профессор говорил о телах с одинаковыми моментами инерции, а уяснить это было трудно.
Я не понимал, как они смогут разобраться во всем этом. Вот речь шла о моменте инерции, но не было никакого обсуждения хотя бы такого примера: ты хочешь открыть дверь и толкаешь ее с одной стороны, а с другой стороны ее подпирают грузом то с краю, то у самых петель. Насколько труднее будет открыть ее в первом случае, чем во втором?
После лекции я спросил одного студента:
- Вы ведете все эти записи. Что вы с ними делаете?
- О, мы их заучиваем. У нас будет экзамен.
- А какой будет экзамен?
- Очень простой. Я могу Вам прямо сейчас назвать один из вопросов, - он заглянул в тетрадь и сказал: "В каком случае два тела считаются эквивалентными?". А ответ: "Два тела считаются эквивалентными, если равные вращательные моменты производят равные ускорения".
Так что, как видите, они могли сдавать экзамены, и "учить" все это, и не знать абсолютно ничего, кроме того, что они вызубрили..
Для сравнения, можно выучить как ходят все шахматные фигуры и запомнить основные ходы в дебютах, но все варианты запомнить невозможно. И что вы будет делать, когда соперник пойдет так, как в справочнике не написано? Для этого необходимо понимание основных идей в дебютах и других стадиях игры, типичных подходов к оценке позиции, стандартных планов развития и т.д.