DeBillСпасибо за интерес к моей проблеме. Отвечаю по порядку.
1. Вы используете аппроксимацию нормальным законом. Однако случайная величина "количество подъехавших машин" обычно описывают пуассоновским распределением (ибо считают поток машин - простейшим потоком).
Пуассоноским распределением обычно описываются "свободные потоки", когда транспортные средства друг с другом не взаимодействуют. Таких очень мало в городских условиях (где много светофоров, на которых происходит образование групп транспортных средств (ТС)).
Конечно, для распределения Пуассона тоже можно применить ЦПТ, и аппроксимировать его нормальным; однако при этом будет иметь жесткая связь между матожиданием (это у Вас
), и СКО ....
С учетом сказанного выше нормальный закон будет аппроксимировать неизвестное распределение случайных прибытий, а потому хоть дисперсия и останется пропорциональна матожиданию, но коэффициент пропорциональности будет отдельной степенью свободы (итого, получаем нормальный закон с теми же двумя параметрами).
2. Расчетные формулы (из ссылки) - это для цепей с непрерывным временем (и те лямбды и мю - это не вероятности переходов, а их интенсивности - то , что в ссылке называют rate of birth). Так что формулы те нам не помогут, и уточнять их - излишне...
Я не говорил, что это в точности эти формулы, я говорил "наподобие". Аналогичные формулы есть и для случая дискретного времени, просто прямые ссылки дать проблематичнее (те, что я нашел, - в книгах и статьях. См, например, R. Serfozo, Basics of Applied Stochastic Processes, Probability and its Applications. Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2009, p. 62, Example 94. Random Walk.).
3. Асимптотика (при сигме, стремящейся к нулю) - мне кажется не очень разумной - в силу замечания 1).
Я так понимаю, поскольку замечание 1 , с учетом сказанного, не действует, то данный пункт можно опустить?
4. О марковости: что же, получается, те , кто не успел проехать - аннигилируются? Или очередь накапливается таки - тогда есть память о прошлом - нет марковского процесса.
Да, это хорошее замечание. Но наверное тут можно ответить так - если нет постоянного накопления очереди (а такого, по идее, в длительной перспективе быть не должно, поскольку система тогда начнет устойчивый тренд на увеличение зеленого, и через определенное время накопление очереди исчезнет - останется только случайная остаточная очередь из-за случайных флуктуаций интенсивности), и если
достаточно мало, то остаточная очередь будет мала по сравнению с основной интенсивностью прибытия. И если считать, что
не очень велика, то статистической зависимости от этой остаточной в предыдущем цикле очереди практически не будет (тот остаток флуктуации интенсивности, которая образовала остаточную очередь в предыдущем цикле, даcт незначительную независимую случайную прибавку к интенсивности в текущем цикле).
5. О предельных вероятностях для марковской цепи: это вещь полезная , но....Вот пусть Ваши светофоры работают по идиотски, а именно: после каждого цикла, время работы либо не меняется - с вероятностью 0.5, либо уменьшается на секунду. После достижения длитетьности в 1 секунду, вместо убавления - увеличение (до достижения макс. длительности в 1 минуту - потом - снова уменьшение, и т.д.). Вот это - чисто марковская цепь; ее предельные вероятности : все состояния (а их - 120 штук: состояния определяется временем работы и типом этапа убывание/возрастание) равновероятны. И как же они работают по "почти достижению предельных вероятностей"? Да по-идиотски: время работы так и будет меняться от 60 до 1, и обратно, с зависанием на некоторых местах, со случайным периодом - ужасно, короче.
Если я правильно понял вашу мысль, она было наподобие, а давайте организуем обычное случайное блуждание (с вероятностью 0.5 - увеличиваем на 1, с вероятностью 0.5 уменьшаем). Спрашивается, какая польза от предельных вероятностей. Работает ужасно.
В таком варианте польза тоже есть, по крайней мере вы будете знать, как часто вы будете оказываться в той или иной длительности (и тем самым сможете предсказать, например,среднюю за час очередь из скапливающихся транспортных средств).
Но, конечно, такой глупый алгоритм применять никто не будет. В приведенном же мною алгоритме предполагается, что вероятности переходов будут зависеть от текущего состояния не только случайно, но еще и детерминированно (то есть, находясь в текущем состоянии мы не просто бросаем монетку, а выбираем для бросания монетку со смещенным центром тяжести, причем смещения зависит от длительности текущего сигнала).
В принципе, именно это изначально и побудило меня заинтересоваться данным вопросом (а именно, насколько случайное блуждание такого типа будет отличаться от обычного случайного блуждания. Например, насколько далеко оно сможет "дрейфовать" от среднего).
6. Если все же нужда в предельных вер-х есть, то модель надо бы использовать другую. И ближе всего - системы массового обслуживания. Это тоже даст марковскую цепь, но...
Во-первых, ТМО заточена под непрерывное время, во-вторых, она, как вы сами указываете, использует тот же аппарат анализа марковских процессов. Ну и, в-третьих, классические системы массового обслуживания не подходят, потому что они не работают с нестационарными процессами обслуживания (не рассматривают периоды наличия "красного света" и "зеленого"), а делать какое-то усреднение - выливать с водой ребенка (ведь вся суть в том, что происходит и меняется от цикла к циклу, а не рассматривается "в среднем" за большой период времени)