Тут один неприятный момент - а именно момент перехода от наклонного в горизонтальное скольжение. В этот - в идеале бесконечно короткий интервал времени - сила реакции в движущейся системе совершает конечную работу. Как это растолковать школьнику, не совсем понятно.
Между прочим, это очень близко к теме удара, которую любит
pogulyat_vyshel.
Как бы я растолковывал это школьнику. В пространстве скоростей (оно же пространство импульсов).
Прежде всего, полагаем известными формулы
где
- работа, совершённая внешней силой, и
- импульс силы, переданный ею же. Исключим из них время, используя
и получим
Складывая эти соотношения для всех сил (в данном случае, для одной силы реакции, вкладом силы тяжести на скруглении можно пренебречь из-за малости
и
но вывод верен и в общем случае), получаем
Теперь, что происходит в задаче. До скругления скорость была направлена вниз под углом наклонной плоскости. После скругления она направлена горизонтально, но имеет тот же модуль. Более того, мы можем даже утверждать, что вектор скорости поворачивался по дуге окружности.
поэтому работа силы реакции равна нулю (а вовсе не потому, что время мало). Импульс силы же не мал.
Перейдём в движущуюся ИСО. В пространстве скоростей это означает, что мы параллельно переносим весь рисунок на
Но сам рисунок остаётся прежним: начальный и конечный векторы скорости различны, переход между ними совершается по дуге окружности. Теперь
и работа силы реакции больше не равна нулю. Можно попробовать посчитать её "в лоб" (зависит от силы школьника), а можно - через изменение кинетической энергии, которое в этой ИСО тоже не равно нулю. Надеюсь, этого достаточно.
Рисунок сейчас не могу привести, но надеюсь, он достаточно понятен и так.
Вообще понятие пространства скоростей очень полезно школьнику, в том числе для решения олимпиадных задач.