Режиссёр: Александр Мельник.
Название: Территория.
Год выхода: 2014.Что получилось, а что нет, на мой скромный взгляд, в этой экранизации легендарного романа?
Получилось достаточно точно следовать тексту и в действии – кроме одного крупного отступления, о котом я ещё скажу, – и в диалогах. Что должно быть весьма приятно ценителям литературного первоисточника (к которым я, безусловно, отношусь). А там, где кто-то из второстепенных персонажей выброшен и его функция отдана другому, это всегда сделано удачно. К слову, это действительно достижение: вряд ли задача утрамбовать немаленькую книгу в 2,5 часа экранного времени была тривиальной.
Получилось передать дух дикой первозданной земли – там, за горизонтом. Фрагмент, где Баклаков уходит в одиночный маршрут, переправляется через Ватап, рождает в сердце мучительный зов дороги. Здесь авторам удалось воплотить кредо Куваева: "писать так, чтобы жирным дачникам не спалось по ночам". Жаль, что в фильме это ощущение сосредоточено в одной сцене, ибо книга пронизана им полностью.
Получилось снять пейзажи невероятной красоты. Путорана – это sapienti, знаете ли, sat.
Получились некоторые персонажи. Безоговорочно хорош ироничный самовлюблённый интеллектуал Гурин. Убедителен невозмутимый старый пастух Кьяе.
Что не получилось?
Не получились все остальные персонажи. В частности, совсем не удался Чинков.
В книге Илья Николаевич, как метко заметил о нём один второстепенный герой, "мыслящая статуя командора". Он, конечно, романтик и мечтатель – глубоко внутри позвоночного столба. А снаружи стальной советский руководитель, не привыкший жалеть ни себя, ни других. Когда надо – полководец от геологии, а когда надо и кабинетный интриган. Здесь бы подошёл маршал Жуков, созданный Ульяновым, или на худой конец светлый маг Гесер в исполнении Меньшова. Но никак не Лавротенко с его мечтательным взором. Вот говорит он точно по тексту жёсткие чинковские слова, а сам, кажется, вот-вот возьмёт гитару и запоёт про чайник над костром. "Не верю" (с).
Остальные герои просто лишены характера. Безрассудное честолюбие Баклакова, твёрдые принципы и тяжёлые сомнения Монголова, неустроенность в самом себе Апрятина – всё кануло в Эльгай. Хотя, конечно, на них банально не хватило экранного времени, а чтобы передать личность теми скудными сценами и репликами, что им остались, нужны актёры, "каких сейчас не делают".
Не получилось, к сожалению, и самое главное – планета "Северстрой". Планета людей, из которых можно делать гвозди, потому что здесь выживают только железные.
О. Куваев писал(а):
Они гоняли собачьи упряжки во времена романтического освоения Реки, погибали от голода и тонули. Но не погибли и не потонули. Глушили спирт ящиками во времена славы, но не спились. Месяцами жили на допинге, когда золота требовала война, и не свихнулись.
Планета солдат геологии, где приказы не обсуждаются, а смыслом жизни является работа. Тяжёлая мужская работа, прекраснее и правильнее которой на свете нет.
О. Куваев писал(а):
Чтобы можно было просто сказать «помнишь?» и углубиться в сладкую тяжесть воспоминаний, где смешаны реки, холмы, пот, холод, кровь, усталость, мечты и святое чувство нужной работы. Чтобы в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, не тёк бездумной водичкой по подготовленным желобам, а знал грубость и красоту реального мира, жил как положено жить мужчине и человеку.
Это самое главное в книге. Это то, что погнало в геологи стольких мальчишек Союза. То, что дороже всего стольким её читателям.
О. Куваев писал(а):
День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..
В фильме от этого посыла, увы, остались рожки да ножки. Вместо прошедших огонь и воду "ветеранов недр" на совещании сидят какие-то стандартные менеджеры. Бьющая шурфы группа объявляет своему начальнику ультиматум (да ну? В "Северстрое" с его почти военной дисциплиной?). Седой, польстившись на золото, стреляет в товарища из пистолета (в книге ничего подобного не было). И в целом не очень понятно, зачем все эти бородатые люди занимаются своим тяжёлым трудом. Наверное, просто деньги зарабатывают.
Режиссёр пытается спасти куваевскую мысль прямыми цитатами из романа в формате "голос за кадром". Но, поскольку на экране не "Семнадцать мгновений весны", выглядит это неуклюже. Правда, в конце посыл почти удаётся донести, когда все радуются гагаринскому старту… Почти. Но не удаётся. Очень мешает придуманный сценаристом выстрел Седого, прозвучавший прямо перед этим.
А между тем этот мотив тяжёлой, но прекрасной работы и есть главное в книге. Более того, он и связывает её в единое целое, скрепляет между собой эпизоды, оправдывает композицию, далёкую от канона "зачин – развитие – кульминация – развязка". Книга ведь не о том, что Чинков нашёл золото. Книга о том, что все эти люди нашли, создали свой мир на краю мира. Искали и нашли.
Когда же этот цементирующий мотив утерян, обнажается нестройность, недраматургичность сюжета. И "наивный" зритель, незнакомый с романом Куваева, в этот момент должен остаться в недоумении: "А к чему тут был тот и этот эпизод? Чем всё кончилось? Зачем мне это показывали?".
И в этом, наверное, самая большая неудача картины.