Поэтому везде и всюду образовательные системы устроены так, чтобы был возможен как минимум сход с дистанции на промежуточном финише. Не добрался до уровня претендента на премии Абеля или Филдса - стал просто сильным и известным математиком, не добрался и до этого - просто стал математиком, имеющим несколько интересных, хотя и не очень известных результатов. Не пошла наука - ушел в ВУЗовское преподавание или в какие-то прикладные области. Не понравилось или не пошло и это - ушел в IT или стал работать учителем математики в школе. И т.д. и т.п.
Посмею возразить: далеко не везде возможно продуктивно сойти с дистанции на промежуточном финише. Какой например промежуточный финиш предусмотрен для математика/физика/биолога/филолога в обычном университете? В школьные учителя? Это по моему скромному мнению не работа, а один из кругов ада