2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
 Re: Пролетело..
Сообщение22.03.2017, 18:04 
Заслуженный участник


28/12/12
8022
dovlato в сообщении #1202659 писал(а):
Так вот я думаю, что вполне достаточно быть ему телом вращения - любой формы. И при данной массе и прицельном расстоянии эффект будет ровно таким же.

Так я ж привел пример, когда это не так.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пролетело..
Сообщение22.03.2017, 19:30 
Заслуженный участник


05/02/11
1290
Москва
Разве? Думаю, нет.
Повторяю условия: тело вращения заданной массы, движущееся с большой скоростью вдоль своей оси симметрии,
пролетает мимо песчинки настолько быстро, что во время прохождения тела мимо неё она ещё почти не успевает сдвинуться.
Такой гравитационный щелчок.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пролетело..
Сообщение23.03.2017, 00:29 
Заслуженный участник


05/02/11
1290
Москва
Приведу своё решение.
Рассмотрим сначала точечное тело, массой $M$, летящее по прямой с постоянной скоростью $v_0$ мимо песчинки. Прицельное расстояние $r$.
Пусть произвольный малый элемент $dx$ траектории этого тела находится на расстоянии $R$ от песчинки.
Тело будет находиться в этом элементе в течение времени $dt=dx/v_0$.
За это время песчинка приобретёт приращение составляющей скорости, перпендикулярной траектории тела$$dv=GM\frac r{R^3}\frac{dx}{v_0}$$
Параллельно с этим будем рассматривать другую модель, где однородная тяжёлая нить с линейной плотностью $\mu$ находится на таком же расстоянии $r$ от песчинки. Аналогичный элемент нити обеспечивает приращение ускорение песчинки$$da=G\frac r{R^3}\mu dx$$ Отношение этих двух приращений $$\frac{dv}{da}=\frac M{\mu v_0},$$откуда$$\frac va=\frac M{\mu v_0}$$ Заметим, что векторы $\mathbf v, \mathbf a$ в каждой точке, где может находиться песчинка, ориентированы одинаково. Отсюда вытекает, что потоки скоростей $\mathbf v$ и ускорений $\mathbf a$ через каждый погонный метр воображаемой боковой цилиндрической поверхности - будут находиться ровно в таком же отношении. То есть $$\frac{\Phi_v}{\Phi_a}=\frac M{\mu v_0}$$ Но из теоремы Гаусса нетрудно получить, что$$\Phi_a=4\pi G\mu$$ Отсюда $$\Phi_v=4\pi G\frac M{v_0}$$
И, следовательно, для точечного тела получаем, что песчинка приобретёт скорость, перпендикулярную траектории тела, равную$$v=\frac{\Phi_v}{2\pi r}=2G\frac M{rv_0}$$ Теперь заметим, что если будут пролетать не одно, а произвольное количество тел с параллельными траекториями и, допустим, с одинаковыми величинами скоростей, то в формуле для потока $\Phi_v$ достаточно просто заменить массу $M$ на сумму масс этих тел. В очень частном случае, когда эти массы образуют некое тело вращения, то из симметрии задачи следует, что величина скорости $\mathbf v$ будет зависеть от прицельного расстояния $r$, но не от азимутального угла. А следовательно, полученная выше формула для $v$ останется в силе. На самом деле эта симметрия будет сохранена и в гораздо более общем случае, если, например, проекция всех пролетающих с одинаковыми скоростями масс на поперечное сечение воображаемой поверхности будет обладать круговой симметрией.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пролетело..
Сообщение24.05.2019, 13:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Только после темы «Кольцо, нить» (январь 2019) я наконец-то понял идею авторского решения этой задачи. И поддерживаю, что она красива!

 Профиль  
                  
 
 Re: Пролетело..
Сообщение22.10.2019, 18:16 
Заслуженный участник


05/02/11
1290
Москва
Я только сейчас заметил пост Munin’a. Спасибо!

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 50 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Утундрий


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group