diletto <...> Но как красиво!
Что может быть красивого в следующей лексике?
вонь
хлипкой грязцы
кровавых костей <...> мурцы
крысиной грызнёй
человечьей вознёй
гадов
бентос <...> гниёт
утроба
вмазать
И это ещё только лексика.
...не понравилось, чересчур брезгливое.
Отрицательная и эстетика и этика и в лексике и во фразах типа "Правда жизни искусно танцует стриптиз" и подобных. Общая пренебрежительность ко всему.
Здесь опять же два противоположных подхода к искусству (подобно противоположностям: чистое и практическое). Или "обличать минус" или же "воспевать плюс".
Критика "обличения минуса" кроме почти постоянной темы в Библии (во множестве мест и ВЗ и НЗ), неоднократно высказывалась и со стороны авторов, причём высказывалась в основном не "критически", а именно "положительно".
Чего ради (критиковать)?.. "Чтоб знали"?.. Так многое можно "наоткрывать-напоказывать", только смысла в этом никакого. Да и так все всё знают.
"Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть" (Бродский).
Ещё Сервантес (поэт, повествуя о событиях или же воспевая их, волен изображать их не такими, каковы они были в действительности, а такими, какими они долженствовали быть), Пушкин (чувства добрые), Некрасов (сейте разумное, доброе), ...
* * *
В откровенных беседах зрители подчас спрашивали С.Н. Рериха - соответствует ли его верность Красоте в Искусстве той повседневной правде жизни, в которой далеко не всё и всегда столь прекрасно? Святослав Николаевич ответил:
"Это соответствует великой Правде Искусства. В своём личном подходе к искусству я разделяю мнение, что в нём всегда должен присутствовать поиск Прекрасного. Я считаю, что мы должны искать Прекрасное в людях и окружающей жизни, чтобы отображать это в своих произведениях.
Меня уже неоднократно спрашивали - почему я не фиксирую в своих картинах негативные, безобразные стороны человеческой жизни? Отвечу ещё раз: они есть и мы должны их знать, но давать им вторую жизнь в произведении искусства - незачем.
В окружающей нас жизни мы обязаны и можем исправить всё несовершенное. В законченном произведении искусства мы уже ничего изменить не в силах. Всё отрицательное, заложенное в них, начинает жить собственной жизнью, сеять зло на земле.
Художник должен верить в реальность Прекрасного, должен открывать Красоту жизни, нести её людям и тем самым служить им"
* Из беседы С.Н.Рериха с сотрудниками Эрмитажа (Ленинград) 14 июня 1960 г.
* * *
У Лукьяненко (удалённый ЖЖ Доктор Ливси) был отзыв на Vita Nostra, там схожий комментарий был.
web.archive.org/web/20141208133852/doctor-livsy.livejournal.com/356662.html?thread=47060534
* * *
На Фантлабе была большая дискуссия схожей направленности, уже о современных тенденциях "в ту же сторону". Вот статья того времени: fantlab.ru/blogarticle12666
* * *
На Кино-Театре я некогда беседовал по этой теме в обсуждении Белого Бима.
Первое моё сообщение там № 149 (там же я и привожу большую цитату о романе Дяченко):
kino-teatr.ru/kino/movie/sov/487/forum/print/
* * *
Тенденция: в беседах на эту тему, если высказывать добрую позицию, то возникает заметная отрицательная эмоциональность (это я очень сгладил) в сторону высказавшего эту позицию. Сюрреализм был в одном месте, где девизом были строки Некрасова о "сейте разумное, доброе, вечное", а по факту...
* * *
Конструктивная критика эта
огорчила сегодня поэта,
и сказал огорчённый поэт:
конструктива в той критике – нет!