Вот как два объективиста, которые и не пытаются даже мыслить с позиций субъективизма, даже считают такую мысль крамольной, могут что-то понимать в квантовой механике. Нет я понимаю что формулы там писать, матрицы перемножать можно любого научить, но понимать о чем речь никогда, хотя наверно можно попробовать Кстати большинство людей с кем мне доводилось общаться по КМ тяготеют к Копенгагенской интерпретации, а Многомировую нещадно критикуют.
Но я готов попробовать.
Начнем с философии субъективизма и объективизма. (некоторые моменты я убрал чтобы сразу не пугать)
Объективизм в двух словах это когда считают что объективная реальность не зависит от субъекта. Субъективизм это в двух словах когда субъект независим от объективной реальности.
В первом случае игнорируется субъект, а в другом объект.
Обе позиции неверны. Если с субъективизмом это понять просто, то с объективизмом это понять очень сложно, если не знать результаты экспериментов в квантовой механике.
Крайним проявлением субъективизма есть солипсизм, где отрицается существование мира вне субъекта, почему то его считают логически неопровержимым, но легко опровержимым при помощи эксперимента. Но солипсизм является также логически опровержимым, при помощи онтологического доказательства, которое звучит так "небытия нет", и из него делается вывод о том, что помимо субъекта существует еще что-то.
Крайним проявлением объективизма есть эмпиризм, где отрицается существование чего-либо кроме как в чувственном опыте, он также опровергается тем же онтологическим доказательством, но также он опровергается и эмпирически, тоесть при помощи эксперимента.
Онтологическое доказательство доказывается как логически так и диалектически, а также опытным путем. Остановлюсь на этом подробнее. Так все можно разделить на два класса, то что существует и то что не существует, в первый класс мы можем отнести все, а во второй класс мы не можем отнести ничего, следовательно он пустой, что означает что того чего нет не существует или небытия нет. Так же к этому выводу можно прийти и другим путем, так если небытие (то чего нет) существует, то оно уже не может быть небытием. Эмпирически это доказывается тем, что пустоты как таковой нет, вакуум не является пустотой.
Отсюда следует что за пределами чувственного опыта что-то существует, в принципе с этим согласна современная физика, там есть такие понятия как темная материя, темная энергия, поле, волновая функция. Но тут физика пошла по пути введения лишних сущностей, в зависимости от количества свойств этого невидимого она вводит такое же количество сущностей, а это неверно.
Следовательно как субъект зависит от объективной реальности так и объективная реальность зависит от субъекта, и они являются единой системой.
Каким же образом объективная реальность зависит от субъекта. Первое что приходит на ум, то что у разных субъектов восприятие объективной реальности разное, для кого то камень легкий и собака добрая, а для кого то наоборот. Кроме того субъект может своими действиями менять окружающий его мир. Но дальше нужно вспомнить про роль наблюдателя в квантовой физике. (дальше съели мыши чтобы не пугать)
Познание с позиции объективизма хорошо разработано на протяжении столетий, достаточно только сказать что это познание с помощью эксперимента и измерения при помощи эталона количественных характеристик, если эксперимент можно воспроизвести и получить тот же количественный результат, то такое знание считают объективным.
Но на самом деле такое знание является интерсубъективным (см. на Академике) а не объективным, в полной мере интерсубъективным у нас может быть только количественные характеристики, качественные характеристики тоже могут быть интрсбъективными но только в определенной общности людей и то не всегда. Поэтому науки основанные на количественных характеристиках являются точными, а науки на них не основанные нет.
Познание с позиции объективизма, как мы знаем игнорирует субъект. Что это значит? А это значит, что при объективистском познании игнорируется работа человеческого восприятия, памяти и мышления, реальность воспринимается как данность, а не как продукт работы человеческой памяти, мышления и восприятия.
Познание же с позиции субъективизма как раз должно учитывать эту призму человеческого мышления, восприятия и памяти, и воспринимать реальность с учетом их работы.
Какие же выводы можно уже сейчас сделать об объективной реальности с поправкой на эту призму?
Итак с поправкой на память. Раз у нас есть память то все что мы наблюдаем, мы наблюдаем в максимально эффективном увеличении информации у нас в памяти. Итак зная каким образом работает память, мы можем это спроэцировать на окружающее и вывести универсальную формулу максимально эффективного увеличения информации, которой будет подчиняться все видимое. Такая попытка была сделана одним математиком, он вывел формулу максимально эффективного рассеивания энергии материей, но дальше обобщить не смог.
Теперь с поправкой на восприятие. Мы знаем что зрительное восприятие у нас по кадровое, порционное, значит меняя кадр восприятия по времени можно вывести законы материи, которые не будут детерминированными, так и сделано в отчасти в теории вероятности. Из этого можно сделать вывод что обыденный видимый мир это всего лишь вершина айсберга, нижняя часть которого не изучена совсем.
Теперь с поправкой на мышление. (съели мыши, см. Доказательство Канта)
Вот пока так. Казалось бы причем тут Квантовая механика?
|