Тут точна приложения подвижна, у нее есть скорость, направленная противоположно силе трения
Вот этого не понимаю. В системе нижней льдины точка приложения находится на кончике иглы, а игла неподвижна. А в системе верхней льдины точка приложения хоть и подвижна, но её скорость совпадает по направлению с силой трения (обе «назад»).
Если посмотреть процесс в стационарной системе отсчёта, связанной со сверлом, то льдина совершает перемещение "вперёд" в то время, как сила трения,
которая действует на льдину, направлена "назад". Значит,
,
, и следовательно,
.
Как бы я мыслил при разрешении "парадокса":
(Спойлер)
В случае с автомобилем то же самое: на него действует сила трения покоя, если колёса не проскальзывают. Сила трения имеет модуль точно такой, чтобы противодействовать крутящему моменту со стороны двигателя, который стремится провернуть колёса. Выходит, что автомобиль совершает перемещение
под действием силы трения
, которая вполне себе не ноль. Значит,
. Импульс получает приращение из-за силы трения, а кинетическая энергия получается из внутренней энергии топлива, которая двигателем преобразуется в механическую. При этом количество полученной кинетической энергии
, которая определяется движением автомобиля, равна тому количеству внутренней энергии
, которая дошла до колёсных осей (
— КПД привода в целом).
Если автомобиль тормозит без блокировки колёс, то тормозные колодки прижимаются к вращающемуся колесу, создавая тормозящий крутящий момент, стремящийся заставить колесо проскользнуть по поверхности. А там снова сила трения, которая это не даёт сделать, но автомобиль вполне себе тормозится. И работа отрицательная совершается, так как
, а
по-прежнему больше нуля, так как автомобиль движется вперёд, хоть и с отрицательным ускорением. Работа силы трения переходит во внутреннюю энергию тормозных колодок, которые значительно нагреваются при этом. Слишком интенсивное торможение приводит к очень сильному нагреву, из-за чего колодки временами заклинивает — проблема известная водителям тяжёлых грузовиков.
Короче,
в этих случаях — не перемещение точки контакта трущихся поверхностей, а перемещение всей системы, на которую действует сила, работу которой мы хотим посчитать. Видимо, почти то же самое, что говорит
Mihr.