Мне захотелось понять, что приходит на смену интегралу энергии, когда и масса ракеты меняется, и её двигатель работает.
Пусть
- это, соответственно, та скорость и то перемещение, которое были бы у ракеты в условиях невесомости. Это - её заданные исходные характеристики.
Тогда, как нетрудно показать, исходное уравнение её движения в дифференциалах таково:
Его интеграл
Здесь
- скорость ракеты в поле тяготения. За плюс принято направление вверх. Величина С зависит от начальных условий.
Умножим исходное ДУ на
; при этом учтём, что
, где
- высота ракеты:
То есть
Таким образом, получаем эквивалент того самого "энергетического" интеграла движения
В дальнейшем простоты ради будем считать, что ракета достигает максимальной высоты
, когда её двигатель уже не работает, а "реактивная скорость"
принимает своё максимальное значение
.
Итак, 1-я ракета, стартующая сразу вверх.
Она достигает максимальной высоты в некоторый момент
, когда
. Заметим, что в интеграле для скорости, очевидно, С=0. Положив в нём
получим, что момент достижения наивысшей точки равен
В интеграле движения первой ракеты константа C, как нетрудно видеть, также равна нулю. Отсюда получаем максимальную высоту для неё
Теперь - 2-я ракета.В качестве независимого параметра удобнее принять не высоту обрыва
, а
- то время, которое ракета летит вниз.
Нетрудно видеть, что в момент удара внизу она успевает набрать скорость
При этом глубина равна
Для
интеграл для скорости имеет вид
Отсюда, полагая
, получим, что наивысшая точка достигается второй ракетой в момент
То есть
Интеграл движения (для
) имеет вид
Это нетрудно проверить, положив
. Снова полагая
, получим, что наибольшая высота полёта второй ракеты равна
Разность наибольших высот 2й и 1й ракет равна
Проанализируем. Легко видеть, что при
, как и должно быть (учитываем, что
). Возьмём производную от этой разности по
:
Она, очевидно, неотрицательна; она строго положительна, если
.
Таким образом,
есть строго возрастающая функция при достаточно малых
, а далее она выходит на константу (естественно, положительную).
Подозреваю, что тот же результат ( т.е.
) будет верен вообще при всех физически осуществимых режимах полёта.