2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 16:53 


27/03/15
11
В книге «ЕГЭ 2015. Математика. Базовый уровень. Типовые текстовые задания» (авторы А.В.Забелин и др., п/ред. И.В.Ященко, М: «Экзамен», 2015) на с.63 приведена следующая задача.
"В классе 33 учащихся, среди них два друга - Вадим и Сергей.
Учащихся случайным образом разбивают на 3 равные группы.
Найдите вероятность того, что Вадим и Сергей окажутся в одной группе".

Если бы эта задача была размещена в сборнике ЕГЭ профильного уровня,
то можно было бы предложить надежное решение с помощью сочетаний — например, введя искусственную нумерацию групп по ходу их формирования.
А именно: число вариантов состава первой группы $n_1=C _{33}^{11}$; число вариантов состава второй группы $n_2=C _{22}^{11}$.
Тогда число вариантов разбиения всех учащихся на три равные группы $n=n_1n_2$ — это и есть число всех элементарных исходов опыта.
Из этого общего числа исходов количество благоприятных (таких, где друзья в одной группе) $m=3 C _{31}^{9} C _{22}^{11}$. Отсюда искомая вероятность $\frac mn=0,3125$.
Именно такой ответ и приведен в книге.

Однако это сборник заданий базового уровня. Там в ряде вариантов задачи на вероятность настолько просты, что по плечу толковому семикласснику. Поэтому попробуем решать так, как будто мы не располагаем знаниями о сочетаниях и факториалах.
В этой ситуации я вижу два способа.
Один из них ведет к прежнему ответу. А именно:
представим себе 3 помещения по 11 мест в каждом. Друзей произвольным образом раскидывают по местам. При этом мы можем считать, что один из друзей уже занял какое-то место, и вопрос сводится к тому, какова вероятность, что второй друг попадет в то же помещение. Тогда число всех элементарных исходов 32, из них благоприятных 10.
Отсюда искомая вероятность равна $\frac {10}{32}=0,3125$.
Однако есть и другой способ. А именно:
представим себе 3 помещения. Друзей произвольным образом раскидывают по этим помещениям. Тогда число всех элементарных исходов 9, из них благоприятных 3. Искомая вероятность равна $\frac 13$.
При сравнении двух последних способов (и при условии неиспользования указанного в начале надежного решения) я не вижу аргументов в пользу какого-либо из них.
Мой вывод такой: данная задача не подходит для базового уровня ЕГЭ . А каково мнение коллег?

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 17:15 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
m1967lj в сообщении #997410 писал(а):
При сравнении двух последних способов (и при условии неиспользования указанного в начале надежного решения) я не вижу аргументов в пользу какого-либо из них.
Для того, чтобы найти разницу, вполне достаточно догадаться, что один из друзей, заняв место, уменьшает вероятность для второго попасть туда же. Так что почему бы и нет? Если полное первое решение оценивается 4 баллами, то за второе можно ставить, например, 3.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 17:26 


27/03/15
11
Pphantom в сообщении #997420 писал(а):
один из друзей, заняв место, уменьшает вероятность для второго попасть туда же. Так что почему бы и нет? Если полное первое решение оценивается 4 баллами, то за второе можно ставить, например, 3.
Хотел бы обратить внимание, что в последнем способе "Друзей произвольным образом раскидывают по этим помещениям". Следовательно, при таком способе "раскидывания" не имеет значения, сколько там свободных мест.
Кроме того, в базовом уровне (как и в первых 14 задачах профильного уровня) либо ответ правильный, и тогда за задачу засчитывается 1 первичный балл, либо неправильный, и тогда за нее засчитывается 0 баллов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 17:40 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
∞⠀⠀⠀⠀
m1967lj в сообщении #997426 писал(а):
Кроме того, в базовом уровне (как и первых 14 задачах профильного уровня) либо ответ правильный, и тогда за задачу засчитывается 1 первичный балл, либо неправильный, и тогда за нее засчитывается 0 баллов.
За второй способ будет стоять ноль баллов. На выбранном пространстве элементарных исходов элементарные исходы не являются равновероятными, и классическую схему применить не удастся.

Собственно, при попытке убедиться, что они не являются равновероятными, становится ясно, в чем неудачность выбора: придется считать именно те вероятности, которые требует задача.

Интуитивно же все именно так, как было сказано выше - выбор одним первой группы снижает вероятность попадания второго в ту же группу, поэтому равными (как это получается во втором способе) вероятности попадания в каждую группу быть не могут.

Первый способ весьма удовлетворителен, непонятно, что вызывает настороженность. Хотите формул - их есть у меня.

Закидываем первого в первую группу, закидываем второго в первую группу, вспоминаем, что групп три:
$\frac{11}{33}\cdot\frac{10}{32}\cdot 3=\frac{10}{32}$. Это лучше Вашего решения разве только тем, что универсальней.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 17:41 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
m1967lj в сообщении #997426 писал(а):
Хотел бы обратить внимание, что в последнем способе "Друзей произвольным образом раскидывают по этим помещениям". Следовательно, при таком способе "раскидывания" не имеет значения, сколько там свободных мест.
И что? Это неверное решение. Формально можно раскидать всех случайным образом, но тогда потом надо будет накладывать дополнительное условие о количестве людей в каждом помещении.

m1967lj в сообщении #997426 писал(а):
Кроме того, в базовом уровне (как и в первых 14 задачах профильного уровня) либо ответ правильный, и тогда за задачу засчитывается 1 первичный балл, либо неправильный, и тогда за нее засчитывается 0 баллов.
Да, тогда, пожалуй, это не самая подходящая задача. Но все же допустимая. В таком случае за второй вариант решения просто ставится 0.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 17:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7068
m1967lj в сообщении #997410 писал(а):
Учащихся случайным образом разбивают на 3 равные группы.

Меня уже это предложение вогнало в ступор. Подождём пока подойдёт ms и объяснит, какое тут пространство элементарных событий.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 17:51 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
∞⠀⠀⠀⠀
Чего тут вгоняться, стандартная урновая схема без возвращения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 18:04 


27/03/15
11
мат-ламер в сообщении #997440 писал(а):
m1967lj в сообщении #997410 писал(а):
Учащихся случайным образом разбивают на 3 равные группы.

Меня уже это предложение вогнало в ступор. Подождём пока подойдёт ms и объяснит, какое тут пространство элементарных событий.
Процитированный фрагмент задачи придуман не мной, а авторами книги, о которой идет речь. Так что вряд ли я несу за него ответственность.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 18:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7068
Otta в сообщении #997443 писал(а):
Чего тут вгоняться, стандартная урновая схема без возвращения.

Урновая схема - это о том как вынимать шары. А тут вопрос - как раскидали случайно по группам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 18:09 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
∞⠀⠀⠀⠀

(Оффтоп)

мат-ламер в сообщении #997455 писал(а):
Урновая схема - это о том как вынимать шары. А тут вопрос - как раскидали случайно по группам.

Это Вы ее готовить не умеете. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 18:13 


27/03/15
11
Otta в сообщении #997431 писал(а):
Первый способ весьма удовлетворителен, непонятно, что вызывает настороженность.
Настороженность вызывает не первый способ сам по себе, а наличие у него конкурента.
Цитата:
На выбранном пространстве элементарных исходов элементарные исходы не являются равновероятными, и классическую схему применить не удастся.
Понятно, что такой вывод можно сделать, "подглядывая" в решение с сочетаниями. Но без подглядывания - на чем будет основан такой вывод?

-- 29.03.2015, 18:16 --

Pphantom в сообщении #997435 писал(а):
Формально можно раскидать всех случайным образом, но тогда потом надо будет накладывать дополнительное условие о количестве людей в каждом помещении.
Да, но в последнем способе решения раскидывают не всех, а только двух друзей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 18:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7068
Я немного намудрил. Какое тут пространство элементарных событий и каким образом всех раскидывали - абсолютно неважно. Важно как раскидывали двух друзей. Первого, не теряя общности, можно сразу определить в первую группу. А для второго остаётся 32 равновероятных места (из которых 10 благоприятных).

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 18:26 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
∞⠀⠀⠀⠀
m1967lj в сообщении #997457 писал(а):
Понятно, что такой вывод можно сделать, "подглядывая" в решение с сочетаниями. Но без подглядывания - на чем будет основан такой вывод?

Еще раз:
Otta в сообщении #997431 писал(а):
Интуитивно же все именно так, как было сказано выше - выбор одним первой группы снижает вероятность попадания второго в ту же группу, поэтому равными (как это получается во втором способе) вероятности попадания в каждую группу быть не могут.

А попадание вторым в другую - такое же, как первым в первую. То есть двойки $(1,1)$ и $(1,2)$ неравновероятны - выбор второй единицы возможен с меньшей вероятностью, чем выбор двойки на втором месте.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 18:52 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
А я вот не понимаю. В стандартной школьной программе, насколько мне известно, до сегодняшнего дня мало-мальски содержательной ТВ не имелось. Имелись лишь задачки тупо типа на $\frac{m}{n}$. А сегодня что -- всё тут усложнилось?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Об одной задаче базового уровня ЕГЭ по математике
Сообщение29.03.2015, 19:15 
Заслуженный участник


09/05/13
8904
∞⠀⠀⠀⠀
ewert
Откровенный $m/n$ - это уже в ГИА есть.
Могу диагностическую работу выложить для базового уровня, надо? если интересно, конечно.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group