В книге «ЕГЭ 2015. Математика. Базовый уровень. Типовые текстовые задания» (авторы А.В.Забелин и др., п/ред. И.В.Ященко, М: «Экзамен», 2015) на с.63 приведена следующая задача.
"В классе 33 учащихся, среди них два друга - Вадим и Сергей.
Учащихся случайным образом разбивают на 3 равные группы.
Найдите вероятность того, что Вадим и Сергей окажутся в одной группе".
Если бы эта задача была размещена в сборнике ЕГЭ
профильного уровня,
то можно было бы предложить надежное решение с помощью сочетаний — например, введя искусственную нумерацию групп по ходу их формирования.
А именно: число вариантов состава первой группы
; число вариантов состава второй группы
.
Тогда число вариантов разбиения всех учащихся на три равные группы
— это и есть число всех элементарных исходов опыта.
Из этого общего числа исходов количество благоприятных (таких, где друзья в одной группе)
. Отсюда искомая вероятность
.
Именно такой ответ и приведен в книге.
Однако это сборник заданий
базового уровня. Там в ряде вариантов задачи на вероятность настолько просты, что по плечу толковому семикласснику. Поэтому попробуем решать так, как будто мы не располагаем знаниями о сочетаниях и факториалах.
В этой ситуации я вижу два способа.
Один из них ведет к прежнему ответу. А именно:
представим себе 3 помещения по 11 мест в каждом. Друзей произвольным образом раскидывают
по местам. При этом мы можем считать, что один из друзей уже занял какое-то место, и вопрос сводится к тому, какова вероятность, что второй друг попадет в то же помещение. Тогда число всех элементарных исходов 32, из них благоприятных 10.
Отсюда искомая вероятность равна
.
Однако есть и другой способ. А именно:
представим себе 3 помещения. Друзей произвольным образом раскидывают
по этим помещениям. Тогда число всех элементарных исходов 9, из них благоприятных 3. Искомая вероятность равна
.
При сравнении двух последних способов (и при условии неиспользования указанного в начале надежного решения) я не вижу аргументов в пользу какого-либо из них.
Мой вывод такой: данная задача не подходит для базового уровня ЕГЭ . А каково мнение коллег?