Короче, вы опять ничего не поняли, и написали кучу ерунды.
Munin, специально для Вас кое-что о ерунде.
Почитал я кое-что из написанного Вами в последний месяц (цит. ниже), понаблюдал за философской эволюцией Ваших идей и понял, что эта эволюция блистательно завершена, пришла к своему логическому концу.
Итог такой: никакие слова не имеют никакого смысла, в том числе и слово «
ерунда».
Именно так — в неуклонном стремлении к абсолютной истинности и строгости пришлось отказаться от всякой реальности, от фактов, от вещей, явлений, от всего мира вокруг.
Потому что это все лишь кажимость, условность, наши ощущения, описанные на нашем языке, между тем и ощущения смутны и обманчивы, и язык ненадежен, не дает нужной точности, строгости и истинности. В языке слишком много условного, зависящего от соглашений между людьми и личного произвола словоупотребления каждого человека в отдельности.
Нет, это не годится, мир вокруг очень ненадежен. Ничего твердого и безусловного, все плывет в глазах.
А за что бы ухватиться? Есть хоть что-нибудь надежное, абсолютно истинное, безусловное? Да, есть. Это такие хорошие условия, соглашения о смысле слов, которые действуют всегда, точно и безошибочно. Позвольте, это слова обозначают вещи окружающего мира? Нет, они обозначают некоторые абстрактные, воображаемые объекты. Но уж зато и свойства этих объектов истинны, и слова им соответствуют точно. Число три не равно числу два, потому что мы так договорились, что этими двумя словами называем разные числа.
Кстати, а что такое числа, что они представляют собой отдельно от слов, отдельно от вещей? Но об этом спрашивать уже бесполезно.
Все, приехали…
В погоне за истиной пришли к тому, что факты и вещи условны, а безусловны только условия — хорошие соглашения о названиях и именах. Именах чего? Да так, об именах условных, несуществующих в природе объектов. Об именах имен… Вот где единственная истина!
Окончательные итоги философской эволюции
Munin-а.
У всех остальных людей наоборот.
Утверждение, что кошка не несет яиц, а курица несет яйца, считается абсолютной истиной, потому что речь об имманентных, присущих самим вещам свойствах. А утверждение, что это существо называется кошкой, а вон то курицей, считается истиной относительной, потому что речь об именах и названиях, тут действуют условия и соглашения, имеющие ограниченную применимость — только на этом языке они так называются. Там безусловное, тут условное.
А
Munin-а все иначе, все наизнанку. Реальность относительна и условна, потому что к ней не пробиться через несовершенство языка и ощущений, так что ее отметаем с презрением, а настоящую, абсолютную истину находим в условиях и соглашениях такого языка, где одни слова точно сопоставлены другим словам.
Безусловное условно, условное безусловно… В голове начинает что-то крутиться, вертеться, вихрь какой-то…
Тогда что называется ерундой?
Что это слово значит вообще, в общеупотребительном человеческом языке, и что оно значит у
Munin-а?
Только если
Munin думает, что он первым дошел до этой белиберды, где истины нет, реальности нет, а есть только слова и интерпретации, то напрасно. Это как раз от философской неискушенности. Историю философии плохо знает. Ну, и азарт, конечно, сказывается. Если мир так плохо соответствует моим представлениям об истине, ну его к черту, истина дороже! Философия откровения...
Может, я сочиняю, наговариваю? Нет, вот вся история идей в сокращенном изложении:
Нематематические утверждения "истинными на самом деле" не бывают.
Кто не понимает, в русле какой философии это утверждение сделано, может удивиться. Как так, Волга впадает в Каспийское море, лошади едят овес и сено — эти классические образцы тривиальности не истинны «на самом деле», а континуум-гипотеза «истинна на самом деле»? Разве не наоборот, разве не в последнем случае все зависит от принятой аксиоматики?
Нет, наивные люди, вы еще не поняли, что суть в этом — что принято, то и истинно. Как скажем, так и будет. Только конвенции «истинны на самом деле».
Чтобы это понять, надо читать дальше:
Абсолютная истина существует. Её не существует только в человеческих мозгах и в человеческом языке - кроме математических истин.
Вот-вот, уже теплее.
Под абсолютной истиной я понимаю вот что: если люди договорились, что такое
и что такое
то абсолютная истина - это что
- не то же самое, что
Совсем хорошо, потому что прямота похвальная: абсолютная истина это соглашение, результат договоренности. Безусловное — это условное.
И наконец последний удар кисти. Истина — это ложь:
Такие абсолютные истины не могут касаться реального мира. С ним нельзя договориться, потому что с ним нельзя просто поговорить. Единственные абсолютные истины, которые можно установить в связи с реальным миром - это например, что такого-то числа такой-то камень лежал в таком-то месте - то есть, реальные факты. Но с этим связаны сложности, поскольку мы не можем воспринимать реальный факт во всей полноте, пусть два свидетеля говорят о камне, пусть десять свидетелей - где достаточная планка? Может быть, всем им камень просто примерещился? Даже является ли то, что там лежало, камнем - это тоже вопрос. "Камень" - это слово нашего языка, опять-таки результат договорённостей. Это некоторый шаблон в голове: вот такие вещи мы называем камнем, а такие - нет. Но надо проверить, подходит ли то, что есть в реальности, под этот шаблон. В точности оно не может подойти никогда - возникает количественный вопрос: а с какой точностью подходит? Сам шаблон не может быть абсолютно строгим, он размытый, и к тому же в представлении разных людей разный. Поэтому, реальные факты, как они входят в естественные науки - эмпирические факты - сами по себе не абсолютная истина.
Ура, приехали!
Факты не истина, камень на дороге померещился, действительность непостижима, ничего реального нет.
Безусловное — это условное, истина — это ложь. А мир — это война. Нищета — это изобилие.
Ой, что-то знакомое, что-то такое уже читали, попадалось…
И все-таки интересно, что на этом языке значит слово «
ерунда». Что должно считаться бредом в этой картине мира, до которой
Munin дошел совершенно самостоятельно, своим умом, не оглядываясь на всяких там философов, презренных гуманитариев. М-да…