2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 12:34 
Аватара пользователя


13/02/13
777
♍ — ☉ — ⊕
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться с рядом задач, которые у меня не получаются.

Задача 1.
Изображение

$g_0=\frac{GM}{R_3^2}; g_h=\frac{GM}{(R_3-h)^2}$
$g_h=\frac{g_0 R_3^2}{(R_3-h)^2}$
$(R_3-h)^2=\frac{g_0 R_3^2}{g_h}$
$h=R_3 - R_3\frac{g_0}{g_h}$
$h=R_3(1-\frac{g_0}{g_h})$
В ответе $h=R_3(1-\frac{g_h}{g_0})$. Что я делаю не так?

Задача 2.
Изображение

$T=\frac{2\pi R}{\upsilon}$, где $R=R_0+H$
$\upsilon=\sqrt{aR}$
$a=\frac{GM}{R^2}$
Но $g=\frac{GM}{R_0^2} \Rightarrow a=\frac{g R_0^2}{R^2}$
Тогда, $T=2 \pi \sqrt{\frac{R}{a}} = \frac{2 \pi R \sqrt{R}}{R_0 \ sqrt{g}}$
Тогда, заменяя $R$ на $R_0+H$, получаю $T=\frac{2 \pi (R_0+H) \sqrt{R_0+H}}{R_0 \sqrt{g}}$. Мой ответ опять не сходится авторским. Где у меня ошибка?

Задача 3.
Изображение

Пусть ось y будет перпендикулярна плоскости доски, а ось x направлена вдоль доски. Тогда $F_{tr}=mg\sin{\alpha}$, но также можно записать $N=mg\cos{\alpha} \Rightarrow F_{tr}=\mu N = \mu mg\cos{\alpha}$. Получается два способа записи одной силы трения. Значит, $mg\sin{\alpha}=\mu mg\cos{\alpha} \Rightarrow \sin{\alpha}=\mu \cos{\alpha} \Rightarrow \mu=\tg{\alpha}$. Но тангенс всегда меняется, а мю постоянное. Значит где-то ошибка. Где?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 13:07 
Заслуженный участник


25/02/08
2961
Ну начнём с первой. Поле внутри шара изменяется НЕ ТАК, как вне её. Закон тут такой $\[g(r) = \frac{{GMr}}{{{R^3}}} = \frac{{{g_0}r}}{R}\]$ (докажите). Делая замену $\[r = R - h\]$ и получая $\[g(h) = \frac{{{g_0}(R - h)}}{R}\]$ уже легко получить искомое



Во второй задаче ответ у вас вроде бы верный (но, возможно, лучше бы получить выражение для скорости непосредственно используя второй закон Ньютона, а не сразу используя космическую), возможно просто автор задачника имел ввиду ещё и упрощение выражения, с учётом $\[H \ll R\]$



Насчёт третьей задачи. Вы путаете силу трения покоя и силу трения скольжения
$\[m\vec a = m\vec g + \vec N + \vec F\]$
Ось $\[x\]$ - вдоль движения бруска, ось $\[y\]$ - перпендикулярно ему. Тогда на ось $\[y\]$ имеем уравнение $\[N = mg\cos \alpha \]$, оно не зависит от того, движется брусок или нет. На ось $\[x\]$ имеем $\[ma = mg\sin \alpha  - F\]$. Пока брусок не двигается, $\[a = 0\]$
Тогда $\[F = mg\sin \alpha \]$, и это сила трения ПОКОЯ
Однако, начиная с некоторого угла, она достигнет своего предельного значения, определяемого как $\[F = \mu N\]$ (это сила трения СКОЛЬЖЕНИЯ) (т.е. при угле более $\[{\mathop{\rm tg}\nolimits} \beta  = \mu \]$ начнётся соскальзывание). Вот сила трения скольжения уже записывается как $\[F = \mu mg\cos \alpha \]$

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 14:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Ms-dos4 в сообщении #980792 писал(а):
Ну начнём с первой. Поле внутри шара изменяется НЕ ТАК, как вне её. Закон тут такой $\[g(r) = \frac{{GMr}}{{{R^3}}} = \frac{{{g_0}r}}{R}\]$ (докажите).

Можно объяснить проще: $g_h=\dfrac{GM_h}{(R_3-h)^2},$ где $M_h$ - масса той части Земли, которая находится глубже глубины $h.$ И вот $M_h$ следует вычислить через известную массу Земли и формулу для объёма шара.

В итоге получится то же самое.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 14:05 
Аватара пользователя


13/02/13
777
♍ — ☉ — ⊕
Ms-dos4 в сообщении #980792 писал(а):
Поле внутри шара изменяется НЕ ТАК, как вне её. Закон тут такой $\[g(r) = \frac{{GMr}}{{{R^3}}} = \frac{{{g_0}r}}{R}\]$ (докажите)

Я совсем не подумал про то, что масса Земли, которая действует полем на тело, уменьшается.
Т.е. масса Земли на глубине $h$ равна $M_r = \frac{4}{3} \pi \ro r^3$. Но $M= \frac{4}{3} \pi \ro R^3$. Значит, $M_r=\frac{Mr^3}{R^3}$. Тогда $g_r=\frac{MGr}{R^3}$. Теперь всё сходится!

Ms-dos4 в сообщении #980792 писал(а):
Во второй задаче ответ у вас вроде бы верный (но, возможно, лучше бы получить выражение для скорости непосредственно используя второй закон Ньютона, а не сразу используя космическую), возможно просто автор задачника имел ввиду ещё и упрощение выражения, с учётом $\[H \ll R\]$

В ответе приводится выражение $T=2 \pi \sqrt{\frac{R_0+3H}{g}} \approx 2 \pi \sqrt{\frac{R_0}{g}}(1+\frac{3H}{2R_0})$. Я, честно говоря, никак не могу мой ответ подогнать под авторский.

Ms-dos4 в сообщении #980792 писал(а):
Насчёт третьей задачи. Вы путаете силу трения покоя и силу трения скольжения

Теперь всё ясно. Спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 14:20 
Заслуженный участник


25/02/08
2961
Atom001
Используйте $\[\sqrt {R + H}  \approx \sqrt R  + \frac{H}{{2\sqrt R }}\]$, а затем подставив в вырежение для периода, уберите ещё и квадратичное по $\[H\]$ слагаемое, которое возникнет после раскрытия скобок

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 15:26 
Аватара пользователя


13/02/13
777
♍ — ☉ — ⊕
Ms-dos4, спасибо! С приведённым Вами соотношением всё хорошо подводится под авторский ответ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 15:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Atom001
А вы само это соотношение понимаете?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 16:13 
Аватара пользователя


13/02/13
777
♍ — ☉ — ⊕
Честно говоря, сразу не понял, а просто подставил и сделал все необходимые преобразования. Потом решил его проверить (возвёл в квадрат обе части). Но для меня сейчас оно является просто математическим трюком. Или это соотношение имеет определённый физический смысл?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 16:20 
Заслуженный участник


25/02/08
2961
Atom001
Это никакой не трюк (это равенство только приблизительное, и работает хорошо когда $\[H \ll R\]$), это первые члены разложения в ряд Тейлора. Более просто - мы заменяем функцию на её касательную, и дальше смотрим значения именно по касательной, полагая что в окрестности точки касания они близки к настоящим

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 18:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Atom001 в сообщении #980869 писал(а):
Или это соотношение имеет определённый физический смысл?

Оно имеет скорее математический смысл, но в физике он очень часто применяется. Ms-dos4 говорит о ряде Тейлора, но это даже ещё более базовые понятия: величины бесконечно малые и бесконечно большие, и их эквивалентность.

В математике, вы рассматриваете функцию $\sqrt{R+H},$ и её предел в точке $H\to 0.$ В этом пределе функция не только имеет конкретное предельное значение ($\sqrt{R+H}\to\sqrt{R}$), но и некоторое поведение вокруг этого значения. Это поведение может быть описано через понятия эквивалентности функций, то есть, можно подобрать другие функции, которые будут отличаться от $\sqrt{R+H}$ на $o(H).$ Такие функции не только проходят через ту же точку при $H=0,$ но и их графики лежат близко к функции $\sqrt{R+H}$ в окрестности этой точки.

Для математики эти рассуждения имеют смысл в понятиях бесконечно малых величин: мы берём какие-то малые числа, потом ещё меньше, и так далее до бесконечности. Все промежуточные шаги для математики лишь предварительны, неинтересны. А в физике наоборот, в физике не бывает в буквальном смысле никаких бесконечно малых величин, но бывают величины пренебрежимо малые - это когда они слишком малы, чтобы их учитывать в расчётах, или чтобы их заметили измерительные приборы. Поэтому в физике подобные формулы используются в примерном смысле: мы знаем, что точно одна величина другой не равна, но мы знаем также, что ошибка достаточно мала, и пренебрегаем этой ошибкой. (Отдельно, в физике возникает отдельная тема оценки величины ошибки - чтобы пренебрегать ею не вслепую и наугад, а осознанно и ответственно.)

Например, пусть $R=6300\text{ км},$ и $H=100\text{ км}.$ Тогда одна формула даёт величину $80\,\sqrt{\text{км}},$ а другая - $80{,}002\,480\ldots\sqrt{\text{км}}.$ Мы видим, что разница возникает в пятой значащей цифре - это очень немного, несколько стотысячных долей. Этим обычно в задачах по физике можно пренебречь: в школе задачи решают с точностью 1-2 значащие цифры, в практических применениях расчёты обычно делают с точностью 2-4 значащие цифры. Только довольно прецизионные измерения и соответствующие расчёты могут достигать 6 и больше значащих цифр - и обычно это оговаривается отдельно. Таким образом, математическое понятие поведения функции в бесконечно малой близости к заданной точке - в физике оборачивается методом приближённых расчётов и оценок в достаточно малой окрестности заданной точки.

Такие расчёты в физике очень важны: весьма часто полное и точное решение задачи математически очень сложно (если вообще вычислимо), но простительное огрубление такого решения оказывается намного проще. Поэтому, очень важно знать, если в задаче есть какой-то малый параметр - такая величина, которая мала по сравнению с другими малыми величинами, как например, здесь $H$ по сравнению с $R.$ Конечно, сто километров - это много по сравнению с десятиэтажным домом и даже с Останкинской башней, но по сравнению с радиусом Земли - это мелочь, чуть больше полутора процентов. И тогда можно рассмотреть приближения нулевого порядка: пренебрегая вообще всеми величинами порядка малости $H/R$; первого порядка: не пренебрегая величинами порядка малости $H/R,$ но пренебрегая всеми величинами более высших порядков малости $(H/R)^n,\quad n>1$; второго порядка: не пренебрегая величинами порядка малости $(H/R)^2$; и так далее. Иногда применяется метод последовательных приближений: сначала вычисляют ответ в приближении нулевого порядка, потом его используют, чтобы вычислить ответ первого порядка, потом на его основе вычисляют ответ второго порядка и т. д. Ещё близкий термин - исследование (малых) возмущений.

Есть ещё одна разновидность приближённых расчётов в физике, ещё более "незаконная" с точки зрения математики - это расчёты с точностью до порядка величины. В таких расчётах не только пренебрегают всеми сложными зависимостями, оставляя только приближения нулевого порядка, но и пренебрегают вычислением точных численных множителей, считая, что все они "порядка единицы". Это может быть справедливо, например, когда мы оцениваем отношение массы атома к массе человека: какая нам разница, весит человек 50 кг или 100 кг (для некоторых людей это очень важно!), если бо́льшая часть числа - это 26 десятичных порядков разницы? С точки зрения десятичного логарифма, 26 - это целая часть логарифма, а различия между 50 и 100 укладываются в дробную часть логарифма. Тут можно и считать человека "приближённо" шаром радиусом в 1 метр :-) Зато такие расчёты позволяют быстро оценить порядки величин, чтобы сразу сделать выводы о том, что важно, а что не имеет значения: например, нужно ли учитывать влияние Юпитера и Венеры на земные приливы, или достаточно ограничиться влиянием Луны и Солнца?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 19:25 
Аватара пользователя


13/02/13
777
♍ — ☉ — ⊕
Munin, спасибо большое за такое развёрнутое объяснение!
Я с рядом Тейлора не знаком, поэтому у меня возник ещё один вопрос. А насколько второе слагаемое в том соотношении важно? Почему его нельзя опустить? Ведь, даже если взять Ваш, Munin, пример $\frac{100\text{км}}{2\sqrt{6300\text{км}}}\approx 0.63\sqrt{\text{км}}$, при этом $\sqrt{R+H}=\sqrt{6300\text{км}+100\text{км}}=80\sqrt{\text{км}}$, значит второе слагаемое составляет всего лишь $x=\frac{100\cdot 0.63\sqrt{\text{км}}}{80\sqrt{\text{км}}}=0.8\%$. Это ведь не такая уж большая ошибка для школьной задачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 20:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Да, в конечном ответе это второе слагаемое можно было бы отбросить, но в промежуточных выкладках его лучше удержать. Потому что вы можете вычислять какую-то величину, для которой это слагаемое станет важным. Например, если у вас появится где-то выражение $\sqrt{R+H}-\sqrt{R},$ то поторопившись отбросить малую поправку для первого корня, вы столкнётесь с тем, что вычтете из одного числа другое такое же, и разность у вас окажется нуль. Это уже не такая маленькая ошибка: вы ошибётесь на 100 % от искомой величины!

Пока практическое правило можете считать таким: в промежуточных вычислениях удерживаете члены первого порядка малости, и всё, что из них получится, а в окончательном ответе отбрасываете все более высокие степени, берёте до члена первого порядка, если надо (и особенно, если в нулевом порядке будет нуль), а если не надо - можете и первый порядок отбросить.

Более подробно вы всё это изучите, когда пройдёте ряд Тейлора. Впрочем, никто не мешает вам прямо сейчас взять учебник, например, Фихтенгольца.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение21.02.2015, 20:08 
Аватара пользователя


13/02/13
777
♍ — ☉ — ⊕
Munin, ясно. Спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение03.03.2015, 16:38 
Аватара пользователя


13/02/13
777
♍ — ☉ — ⊕
Задача 4.
Цитата:
Мальчик бросает мяч массой 1 кг вслед грузовику, движущемуся со скоростью 7 м/с. Мяч ударяется перпендикулярно поверхности заднего борта грузовика. Определите импульс силы, подействовавшей на грузовик, если удар абсолютно упругий, а скорость мяча до удара 15 м/с. Чему равна скорость мяча после удара?


Что-то я запутался со знаками.
1) $\vec{\upsilon_{\text{а}}}=\vec{\upsilon_{\text{от}}}+\vec{\upsilon_{\text{п}}}$
$\Delta \vec{p}=\vec{p}-\vec{p_0}$
$\vec{F}t=\Delta \vec{p}$

2) Пусть ось x направлена в сторону движения грузовика.

3) Тогда, $\upsilon_{\text{от}x}=\upsilon_{\text{а}}-\upsilon_{\text{п}}$
$\Delta \vec{p_x}=-p-p_0$
$Ft=\Delta \vec{p_x}$

4) По закону сохранения импульса скорость мяча поменяет направление, но не поменяет модуль. Значит, $p=p_0=m\upsilon_{\text{от}x}$

5) $Ft=-p-p_0=-2p=-2m\upsilon_{\text{от}x}=-2m(\upsilon_{\text{а}}-\upsilon_{\text{п}})=2m(\upsilon_{\text{п}}-\upsilon_{\text{а}})$.

Выходит с минусом какая-то несостыковка. Подскажите, где я что-то делаю не так.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по динамике
Сообщение03.03.2015, 18:08 
Заслуженный участник


03/01/09
1701
москва
Atom001, вы нашли импульс силы, действовавшей на мяч. По третьему закону Ньютона та кая же сила, но с обратным знаком действовала на грузовик.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group