Оптимизм, вера в лучшее и другие “компоненты счастья”Достаточно хорошо известно, что одним из главных компонентов счастья является оптимизм и вера в лучшее. Эти компоненты можно выразить формулой “я верю, что завтра будет лучше, чем вчера”. Здесь имеет большое значение наше мировоззрение, наше фундаментальное отношение к истории: верим ли мы, что прогресс в целом – это благо, и “всё, что ни делается – к лучшему”? А может быть, на самом деле прогресс – это зло (такая точка зрения становится всё более популярной в последние годы)? Этот вопрос, конечно, выходит за рамки данной статьи.
Значение оптимизма и веры в лучшее объясняется очень просто, в соответствии с первым правилом: если мы верим, что завтра лучше чем вчера, значит для нас сейчас градиент уровня комфорта положителен.
Ещё один момент заключается в том, что уровень комфорта и наслаждений – только один из компонентов удовлетворённости жизнью, может быть даже не главный. Можно перечислить также другие “компоненты счастья”:
- Наличие цели в жизни, смысла жизни;
- Способность любить окружающих (друзей, “вторую половинку” и пр.);
- Удовольствие от творческой работы;
- Всё, что доставляет чувство интереса;
- Самодостаточность, самоуважение, чувство собственного достоинства.
Все перечисленные компоненты, в отличие от наслаждений, делают человека более довольным жизнью, не снижая качество жизни окружающих людей (или снижая их менее сильно). Насколько я знаю, обычно людям не завидуют из-за того, что у них интересная и полная смысла жизнь. Или, по крайней мере, завидуют реже.
Писателю Борису Стругацкому принадлежит фраза:
"Жизнь дает человеку три счастья - друга, любовь и работу. Всё прочее - от лукавого".
Аспект психического здоровьяС одной стороны, за последние века мир стал гораздо более благополучным внешне. Это проявляется в том, что резко возросло благосостояние, прекратились глобальные войны (после окончания холодной войны), и наверно главное – это благополучие вошло в быт людей, стало привычным, и стало казаться что всё это – естественное для человека состояние. Люди забыли, что в прошлом жизнь наших предков была наполнена страданиями и страхом.
С другой стороны, в интернете можно найти информацию о растущей невротизации населения, прежде всего в развитых странах. Я слышал, что за последние 50 лет число больных неврозами возросло в 40 раз.
Я предполагаю, что именно общее благополучие является одной из причин этой невротизации. Невроз возникает, может быть, от осознания того, что твоя жизнь менее благополучна, чем жизнь среднего обывателя. Я полагаю, здесь имеет место положительная обратная связь: относительное неблагополучие порождает невроз, а невроз в свою очередь ещё больше понижает благополучие. Кроме того, невроз сопровождается осуждением окружающих: страдающий им человек говорит себе “я хороший и мне плохо, а другие плохие и им хорошо”. Это создаёт чувство несправедливости, которое делает человека ещё более недовольным, и соответственно ещё более усиливает невроз.
Насколько я знаю, существует статистика, согласно которой во время больших войн количество неврозов резко уменьшается.
В прошлом я общался с девушкой, страдающей от тяжёлого невроза, по её собственным словам весьма несчастной. Однажды я дал этой девушке посмотреть передачу “Говорим и показываем: гены против нас”, в которой рассказывается о людях с генетическими дефектами – людям, которым с рождения очень не повезло. Я увидел, что этой девушке после просмотра заметно полегчало, и ещё около недели ей было относительно комфортно. К сожалению, этот эффект временный и не может быть использован как массовое средство. Причина этого, очевидно, в том, что через какое-то время приходит осознание, что людей с такими генетическими отклонениями сравнительно мало. Я предполагаю, если бы их было большинство в нашем обществе, той девушке жилось бы вполне комфортно.
В связи с этим у есть такая идея помощи людям с неврозами: объяснять им, что в мире диких животных “несчастье” намного более распространено, чем в мире людей. Биологи пишут, что жизнь диких животных переполнена страданиями (особенно, вероятно, из-за всевозможных паразитов). Поэтому человек с неврозом, возможно, может утешить себя, что если рассматривать биосферу Земли в целом, то он живёт в ней относительно неплохо. Наверно, этот метод лучше работает с атеистами, которые исходят из того, что человек ничем принципиально не отличается от животных. Кроме того, некоторые верующие тоже считают, что у животных есть “душа”.
Механизм “болезненного сострадания”Выше было описано, как наблюдение за страданиями другого человека может снизить боль от собственных страданий. Но, что довольно парадоксально, существует и почти противоположный механизм – нахождение рядом с человеком, испытывающим страдания, может усилить наши собственные страдания. Насколько я могу судить, так бывает у людей с выраженным альтруизмом. Альтруизм в данном случае проявляется в том, что когда близкий нам человек страдает, его страдания становятся как бы нашими собственными, его боль становится нашей болью; стремясь помочь этому человеку, мы облегчаем боль в собственной душе. Если мы делаем близкому человеку приятно и заставляем его радоваться, его радость становится нашей радостью.
Склонность людей воспринимать страдания и проблемы других как свои собственные является причиной того, что нам часто не нравится, когда кто-то при нас жалуется на несчастную жизнь. Таким людям говорят “ты меня не жалоби!”.
Тенденции жизни американцев и россиянВ интернете можно найти интересную статью “О чём плачут двадцатипятилетние” – о жизни молодых американцев:
http://bigplans.megaplan.ru/lucyПопробую проанализировать тезисы этой статьи. Авторы пишут, что счастье человека определяется формулой:
Уровень счастья = Реальность – Ожидания
Надо сказать, что мне довольно трудно строго объяснить наблюдения авторов статьи в рамках излагаемой концепции. Здесь главный вопрос – откуда берутся ожидания? Наверно, можно примерно это объяснить так. У поколения родителей Люси (героини статьи) уровень комфорта в течении жизни поднимался, что и ожидалось ими; но экономический рост 80-х и 90-х годов привёл к тому, что их комфорт стал ещё выше, т.е. вторая производная от уровня комфорта для них была положительна. Поэтому они стали ещё более довольными жизнью. Для поколения же Люси вторая производная оказалась отрицательной – уровень роста комфорта стал меньше ожидаемого. Возможно, сказалась зависть Люси к поколению её родителей, который добились для себя хорошей жизни. Отсюда видно, что попытки описать жизнь людей простыми схемами обречены на серьёзные проблемы и сложности (такие схемы следует назвать голимым редукционизмом); в данном случае получается, что люди завидуют другим людям не только из-за уровня комфорта последних, но, может быть, и из-за градиента этого уровня (или градиента градиента). Или обратная схема – может быть, важен градиент не столько абсолютного уровня комфорта, сколько относительного (по сравнению с окружающими).
Ещё один тезис из статьи заключается в том, что Люси ожидала не просто хорошей жизни – она ожидала, что её жизнь будет лучше, чем у большинства (из-за её уникальности), т.е. другие будут ей завидовать. Представление человека о собственной уникальности – признак нарциссизма, или нарциссического расстройства личности (см. Википедию). По данным национального института здравоохранения США, опубликованным в 2008 году, число американцев, для которых характерен выраженный (клинический) нарциссизм, за последние 4 десятилетия выросло в 3 раза.
Авторы статьи пишут, что социальные сети делают людей менее довольными жизнью, поскольку дают искажённое представление о жизни других людей, что заставляет завидовать последним. Это полностью согласуется со вторым из вышеназванных правил – зависть снижает степень удовлетворённости жизнью (а осознание того, что тебе завидуют – вроде наоборот, повышает).
Неизученные вопросыУ излагаемой концепции (хочется назвать её теорией, но это было бы уж слишком громко) есть несколько слабых мест и вопросов, которые я надеюсь прояснить в будущем (найти научное объяснение данным наблюдениям):
1) Всем достаточно известно выражение “к хорошему быстро привыкаешь”, но нет выражения “к плохому быстро привыкаешь”. Это не очень согласуется с идеей, что уровень удовлетворенности определяется просто градиентом; из этих выражений следует, что имеется некоторая асимметрия при изменениях к лучшему или к худшему.
2) В некоторых книгах по популярной психологии даётся совет “откладывать удовольствия”: т.е. если, например, мы знаем что нам предстоят страдания и наслаждения, лучше пусть сначала будут страдания, а потом наслаждения, а не наоборот. Сюда можно отнести правило подавать самое сладкое и вкусное блюдо на десерт, но тут всё достаточно сложно и запутанно. Это близко к предыдущему пункту (асимметрия положительного и отрицательного градиента комфорта).
3) Психолог Михаил Литвак цитирует Ф. Ницше: "не сострадание, а сорадость делает друга".
4) В книге “59 секунд” даётся такой совет, как сделать свою жизнь более комфортной: вести дневник, в который подробно записывать самые приятные минуты нашей жизни (из прошлого). Хотелось бы найти причину полезности такой методики.
5) Ещё один сложный вопрос – когда наблюдения за страданиями других людей помогают легче пережить собственные страдания, а когда такого эффекта нет. Мне кажется, здесь имеет большое значение то, насколько мы симпатизируем человеку, которого наблюдаем, считаем ли мы его хорошим. Сюда же относится вопрос, когда мы завидуем людям, которым живётся лучше чем нам, а когда особой зависти нет.
6) Упомянутая выше девушка с неврозом сказала мне: “моя бабушка мне пожаловалась, что её жизнь пролетела слишком быстро – вышла замуж, родила ребёнка и как-то жизнь пролетела. От этих слов мне сразу стало легче”. Можно предположить, что людям, которые прожили слишком благополучную жизнь, кажется что их жизнь пролетела слишком быстро; и может быть они даже к концу жизни завидуют таким людям, как та девушка, поскольку жизнь последних кажется более долгой и осмысленной. Было бы очень хорошо дать научное подтверждение этому предположению.
7) Есть старый еврейский анекдот:
Еврей приходит в синагогу и жалуется на кошмарную жизнь: жена — стерва, дети — сволочи, теща — вообще слов нет, зарплата — мизерная, жизнь — полное дерьмо, просто удавиться хочется. Раввин, выслушав его предлагает завести козла и поселить в доме. Через какое-то время тот же еврей прибегает в синагогу с такими же стонами, усугубленными еще и тем, что козел воняет и гадит везде. На это раввин сказал: Выгони козла. Через некоторое время встречаются на улице раввин и еврей. Раввин спрашивает: Как жизнь? Еврей: Ах, мудрый ребе! Как выгнал козла, так хорошо стало!Если эта методика может реально работать, крайне полезно было бы найти ей теоретическое объяснение. Вероятно, оно связано, опять же, с асимметрией положительного и отрицательного градиента уровня комфорта. Вот ещё, например, идея, как снять стресс: постоять на холоде, после чего принять горячий душ. Как известно, после холода горячий душ может приносить большое удовольствие.
8) Есть мнение, что женщин больше волнует тема счастья, они больше стремятся к счастью, чем мужчины (а для мужчин важнее удовольствия). Вероятно, любым различиям между мужчинами и женщинами можно найти этологическое объяснение, и данный вопрос тоже может быть исследован в рамках этологии.
Другие вопросы почти не связаны с рассматриваемой темой (страдания и наслаждения), но, тем не менее, было бы очень интересно найти на них ответы (дать этим закономерностям научное объяснение):
9) В книге “59 секунд” описаны результаты экспериментов, которые показали, что детей надо хвалить не так “Какой ты умный!”, а так “Как ты хорошо сегодня поработал!”. Почему эта методика работает?