2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Равноправие ИСО.
Сообщение01.01.2015, 20:21 


16/12/14
472
Рассмотрим следующую ситуацию:
Два заряда q1 и q2 покоятся друг относительно друга в начальный момент времени в некой ИСО. Пусть есть другая ИСО, в которой оба заряда движутся со скоростью v<<c.
В первой ИСО взаимодействие зарядов выражается формулой:
$ma=\frac{kq1q2}{R^2}$, что есть простой закон Кулона (рассматривается сила действующая на первый заряд со стороны второго).
Во второй ИСО взаимодействие выражается следующей формулой:
$ma=\frac{kq1q2}{R^2}-\frac{\mu v^2q1q2}{4\pi R^2}$, что есть сумма кулоновского отталкивания и силы Лоренца.
Легко заметить, что сила действующая на заряд q1 со стороны заряда q2 различно между двумя ИСО, следовательно ускорение одного и того же заряда в разных ИСО разное. Но как такое может быть, если в рамках классической механики ускорение одного и того же тела в разных ИСО всегда одинаковое?
Очевидно, что я допустил ошибку в рассуждениях, прошу указать конкретно где я что-то не учел?

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение01.01.2015, 20:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5288
ФТИ им. Иоффе СПб
В "человеческих" (Гауссовых) единицах сила Лоренца имеет множитель $\frac{1}{c}$, намекающий на то, что магнитное поле - "релятивистская поправка" к электрическому. Если учесть, что при переходе от одной СО к другой надо и поля тоже менять, то парадокс пропадет. Словами о малости скоростей не отделаться, поскольку множитель $\frac{v}{c}$ исходно есть в магнитном взаимодействии, и выкидывание релятивистских поправок не правомерно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение01.01.2015, 21:27 


16/12/14
472
amon в сообщении #955214 писал(а):
В "человеческих" (Гауссовых) единицах сила Лоренца имеет множитель $\frac{1}{c}$, намекающий на то, что магнитное поле - "релятивистская поправка" к электрическому. Если учесть, что при переходе от одной СО к другой надо и поля тоже менять, то парадокс пропадет. Словами о малости скоростей не отделаться, поскольку множитель $\frac{v}{c}$ исходно есть в магнитном взаимодействии, и выкидывание релятивистских поправок не правомерно.

А если вопрос поставить с исторических позиций, то есть с точки зрения истории науки. Как такой парадокс решали до СТО, и даже до теории Максвелла? Ведь сила Лоренца (она же сила Ампера) известна была задолго до вышеуказанных теорий.
И почему тогда в преподавании (по крайней мере школьном, так как я пока школьник, то не знаю, как дела в вузах обстоят) опускают данный момент?

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение01.01.2015, 22:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5288
ФТИ им. Иоффе СПб
С исторической точки зрения знаю только, что с силой Ампера гваздались долго. Может, кто из лучше знающих историю вопроса подключится, тогда я сам с удовольствием послушаю. Про школьное преподавание - так там много чего опущено, поскольку школьникам не хватает математики, а физика наука математизированная и на пальцах ближнему не передаваемая.
По поводу силы Лоренца и преобразований поля - такой пример. Летит у Вас в вакууме в постоянном магнитном поле электрон, и действует на него сила Лоренца, заставляющая его крутиться вокруг поля. В какой-то момент времени перешли Вы в инерциальную систему отсчета, где электрон покоится (для данного мгновения это всегда можно сделать). Все, кирдык, сила Лоренца пропала, и дальше в этой системе отсчета электрон покоится всегда (казалось бы). На этом примере можно получить закон преобразования электрического поля в магнитное, поскольку и в мгновенно сопутствующей СО электрон должен продолжать поворачиваться вокруг направления магнитного поля, значит должно возникнуть электрическое поле, такое, что движение в обеих СО будет одинаковое.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение01.01.2015, 23:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
amon в сообщении #955214 писал(а):
Если учесть, что при переходе от одной СО к другой надо и поля тоже менять, то парадокс пропадет.

Ещё ускорения и силы. Впрочем, я постоянно забываю, надо ли для чисто поперечных ускорений и сил.

-- 01.01.2015 23:38:14 --

Pulseofmalstrem в сообщении #955236 писал(а):
А если вопрос поставить с исторических позиций, то есть с точки зрения истории науки. Как такой парадокс решали до СТО, и даже до теории Максвелла?

А вот никак. Не было чёткой теории, как поля преобразуются в другой ИСО. Была концепция эфира, которая означала, что есть какая-то одна абсолютная ИСО, в которой уравнения Максвелла выполняются ровно так, как выписаны, и точка. А в других ИСО - видимо, возникают какие-то поправки к уравнениям Максвелла. Вот эти поправки и искали (Физо, Майкельсон, Троутон и Нобл), и к удивлению - безуспешно. Поставить крышу на место удалось только в начале 20 века, с появлением СТО.

Кстати, исходно Максвелл писал свои уравнения немножко не так, как они сейчас пишутся, и подразумевал в них скорости зарядов, измеренные в разных ИСО. Не помню, как этот момент дальше происходил.

Pulseofmalstrem в сообщении #955236 писал(а):
Ведь сила Лоренца (она же сила Ампера) известна была задолго до вышеуказанных теорий.

Ну вот не так уж задолго. Сила Ампера - да, задолго. А переформулировка от Лоренца - буквально за считанные десятилетия до построения СТО. И вообще, весь этот период практически непрерывно заполнен постепенным построением теории, которое шло довольно неспешными темпами, по сравнению с нынешними.

Pulseofmalstrem в сообщении #955236 писал(а):
И почему тогда в преподавании (по крайней мере школьном, так как я пока школьник, то не знаю, как дела в вузах обстоят) опускают данный момент?

В школьном - швах, по той причине, что в школьную программу невозможно впихнуть СТО. (Точнее, возможно, но с огромными жертвами для других разделов необходимого материала: хотя СТО достаточно проста, чтобы объяснить её на факультативе смышлёному школьнику, но как только речь заходит о программе для всех, перспективы становятся кислыми.) Ну а эти вопросы неразрывно связаны именно со СТО, даже непосредственно к ней и относятся.

Рекомендуемая литература:
Фейнмановские лекции по физике. Тома 2 и 5-6.
Парселл. Электричество и магнетизм. (Эту книгу ещё называют Берклиевский курс физики, том 2.)
Ландау, Лифшиц. Теория поля. (Теоретическая физика, том 2.)
Ну и пожалуй, раз вы школьник, то можно предварительно ещё порекомендовать любой учебник по аналитической геометрии. Например, Ильин, Позняк. Аналитическая геометрия.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение01.01.2015, 23:47 


16/12/14
472
Munin в сообщении #955284 писал(а):
amon в сообщении #955214 писал(а):
Если учесть, что при переходе от одной СО к другой надо и поля тоже менять, то парадокс пропадет.

Ещё ускорения и силы. Впрочем, я постоянно забываю, надо ли для чисто поперечных ускорений и сил.

-- 01.01.2015 23:38:14 --

Pulseofmalstrem в сообщении #955236 писал(а):
А если вопрос поставить с исторических позиций, то есть с точки зрения истории науки. Как такой парадокс решали до СТО, и даже до теории Максвелла?

А вот никак. Не было чёткой теории, как поля преобразуются в другой ИСО. Была концепция эфира, которая означала, что есть какая-то одна абсолютная ИСО, в которой уравнения Максвелла выполняются ровно так, как выписаны, и точка. А в других ИСО - видимо, возникают какие-то поправки к уравнениям Максвелла. Вот эти поправки и искали (Физо, Майкельсон, Троутон и Нобл), и к удивлению - безуспешно. Поставить крышу на место удалось только в начале 20 века, с появлением СТО.

Кстати, исходно Максвелл писал свои уравнения немножко не так, как они сейчас пишутся, и подразумевал в них скорости зарядов, измеренные в разных ИСО. Не помню, как этот момент дальше происходил.

Pulseofmalstrem в сообщении #955236 писал(а):
Ведь сила Лоренца (она же сила Ампера) известна была задолго до вышеуказанных теорий.

Ну вот не так уж задолго. Сила Ампера - да, задолго. А переформулировка от Лоренца - буквально за считанные десятилетия до построения СТО. И вообще, весь этот период практически непрерывно заполнен постепенным построением теории, которое шло довольно неспешными темпами, по сравнению с нынешними.

Pulseofmalstrem в сообщении #955236 писал(а):
И почему тогда в преподавании (по крайней мере школьном, так как я пока школьник, то не знаю, как дела в вузах обстоят) опускают данный момент?

В школьном - швах, по той причине, что в школьную программу невозможно впихнуть СТО. (Точнее, возможно, но с огромными жертвами для других разделов необходимого материала: хотя СТО достаточно проста, чтобы объяснить её на факультативе смышлёному школьнику, но как только речь заходит о программе для всех, перспективы становятся кислыми.) Ну а эти вопросы неразрывно связаны именно со СТО, даже непосредственно к ней и относятся.

Рекомендуемая литература:
Фейнмановские лекции по физике. Тома 2 и 5-6.
Парселл. Электричество и магнетизм. (Эту книгу ещё называют Берклиевский курс физики, том 2.)
Ландау, Лифшиц. Теория поля. (Теоретическая физика, том 2.)
Ну и пожалуй, раз вы школьник, то можно предварительно ещё порекомендовать любой учебник по аналитической геометрии. Например, Ильин, Позняк. Аналитическая геометрия.

Ну я сейчас изучаю дифф. геометрию по учебнику Позняка, который первое знакомство. И очень-очень сильно хочу начать изучать СТО и ОТО, но для этого нужно изучить дифф. геометрию, векторный анализ и комплексные числа (ну вроде бы, я сумел выявить подобный базис) с учетом того, что дифференциальное счисление и интегральное худо-бедно знаю, хотя практики маловато.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение02.01.2015, 00:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pulseofmalstrem в сообщении #955293 писал(а):
Ну я сейчас изучаю дифф. геометрию по учебнику Позняка, который первое знакомство.

Такой вопрос: вы перед этим аналитическую геометрию и линейную алгебру изучали? А то дифф. геометрию без них читать смысла не имеет.

Pulseofmalstrem в сообщении #955293 писал(а):
И очень-очень сильно хочу начать изучать СТО и ОТО, но для этого нужно изучить дифф. геометрию, векторный анализ и комплексные числа (ну вроде бы, я сумел выявить подобный базис) с учетом того, что дифференциальное счисление и интегральное худо-бедно знаю, хотя практики маловато.

Насчёт математического базиса вы несколько промахнулись (конечно, указанные вами разделы будут нужны, но их не достаточно). Но нужен базис ещё физический. Особенно для ОТО: это теория поля, строящаяся по принципам теории поля, так что надо вначале познакомиться с теориями поля вообще, или как принято, с более простым случаем теории электромагнитного поля.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение02.01.2015, 00:29 


16/12/14
472
Munin в сообщении #955299 писал(а):
Pulseofmalstrem в сообщении #955293 писал(а):
Ну я сейчас изучаю дифф. геометрию по учебнику Позняка, который первое знакомство.

Такой вопрос: вы перед этим аналитическую геометрию и линейную алгебру изучали? А то дифф. геометрию без них читать смысла не имеет.

Pulseofmalstrem в сообщении #955293 писал(а):
И очень-очень сильно хочу начать изучать СТО и ОТО, но для этого нужно изучить дифф. геометрию, векторный анализ и комплексные числа (ну вроде бы, я сумел выявить подобный базис) с учетом того, что дифференциальное счисление и интегральное худо-бедно знаю, хотя практики маловато.

Насчёт математического базиса вы несколько промахнулись (конечно, указанные вами разделы будут нужны, но их не достаточно). Но нужен базис ещё физический. Особенно для ОТО: это теория поля, строящаяся по принципам теории поля, так что надо вначале познакомиться с теориями поля вообще, или как принято, с более простым случаем теории электромагнитного поля.

На первый вопрос отвечу да читал, на плоскости более подробно в пространстве менее подробно, но таки читал. Правда познакомившись с данным автором (Позняк), оценил качество подачи материала и решил освежить память изучением его же учебника по аналитической геометрии. А что до линейной алгебры, то здесь ознакомлен довольно плохо. Мало практики. Кстати можете хороший задачник посоветовать, а то читать-то читать, да решать тоже необходимо для закрепления материала.

На второй вопрос отвечу тем, что без вышеуказанного базиса (векторный анализ, дифф. геометрия и прочее) не особенно получится изучить туже электродинамику Максвелла, поэтому, к сожалению, придется отложить приятное на потом (физику) и сначала обратить внимание на более скучную (лично для меня) математику. Увы. Заодно знание математику облегчит жизнь на первых курсах Вуза (если поступлю, надеюсь что поступлю).

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение02.01.2015, 08:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pulseofmalstrem в сообщении #955308 писал(а):
На первый вопрос отвечу да читал, на плоскости более подробно в пространстве менее подробно, но таки читал. Правда познакомившись с данным автором (Позняк), оценил качество подачи материала и решил освежить память изучением его же учебника по аналитической геометрии. А что до линейной алгебры, то здесь ознакомлен довольно плохо. Мало практики.

В общем, если грубо говоря, то линейная алгебра - это аналитическая геометрия для произвольного числа измерений $n.$ Более того, некоторые понятия и факты при этом остаются верными и для бесконечного числа измерений, хотя полноценная теория для этого случая носит ещё одно отдельное название: функциональный анализ. Для физики желательно владеть не меньше чем линейной алгеброй. То же - для некоторых разделов математики, среди которых центральное место занимает теория дифференциальных уравнений, которая тоже постоянно нужна для физики. Собственно, физические законы - это дифференциальные уравнения. И надо понимать, что они гласят именно на математическом языке, и каковы их математические последствия, а потом уже прикладывать всё это к реальному миру. Например, центральный закон механики - 2-й закон Ньютона - это дифференциальное уравнение $m\dfrac{d^2\vec{r}}{dt^2}=\vec{F}(\vec{r},\vec{r}_1,\vec{r}_2,\ldots),$ где $\vec{F}$ - некоторая функция, задаваемая конкретной рассматриваемой физической системой. А пространство решений дифференциального уравнения - это некоторое $n$-мерное пространство, для работы в котором нужна линейная алгебра.

Pulseofmalstrem в сообщении #955308 писал(а):
Кстати можете хороший задачник посоветовать, а то читать-то читать, да решать тоже необходимо для закрепления материала.

Спросите в математическом разделе форума. Даже сначала лучше поищите там: там дано много рекомендаций тем, кто уже спрашивал раньше. Собственно, и для ваших намерений изучить СТО и ОТО - в этом разделе форума тоже неоднократно давались рекомендации и по математике, и по литературе (и мной в том числе).

Pulseofmalstrem в сообщении #955308 писал(а):
На второй вопрос отвечу тем, что без вышеуказанного базиса (векторный анализ, дифф. геометрия и прочее) не особенно получится изучить туже электродинамику Максвелла, поэтому, к сожалению, придется отложить приятное на потом (физику) и сначала обратить внимание на более скучную (лично для меня) математику. Увы.

Я понимаю эти ваши настроения. Я сам постоянно с таким сталкивался. Тут самое худшее - попытаться пропустить скучное, и сразу схватиться за приятное (и я неоднократно совершал эту ошибку). Вы поступаете гораздо разумнее: понимаете необходимость скучного промежуточного этапа. Но самое лучшее - это, не меняя последовательность изучения, научиться интересоваться и увлекаться этим промежуточным этапом. На самом деле, он не такой уж скучный! Это тоже путь, усыпанный сокровищами для ума.

А кроме того, есть любопытный эффект. Обычно принято изучать физику и математику параллельно. Поэтому, в учебниках физики обычно даётся "быстрое и грязное" введение в соответствующий математический предмет, чтобы студенты или читатели могли сразу начать понимать, о чём идёт речь. А серьёзное и тщательное изложение этого предмета откладывается на то время, когда те же студенты прослушают соответствующий параллельный математический курс. Так что, из-за этого начать читать некоторые учебники по физике - можно ещё до того, как вы изучите соответствующие разделы математики. В них будут некоторые пояснения, что да как. Хотя потом, конечно, лучше добрать недостающее для лучшего и окончательного понимания. И ещё одно: это относится не ко всем разделам математики, а только к тем, которые "самые последние" перед данным разделом физики, а более ранние (скажем, арифметика) всё-таки предполагаются известными и не объясняются по второму разу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение02.01.2015, 10:41 


16/12/14
472
Цитата:
Munin.

Ну обычно в учебниках пишут, что предполагаются такие-то знания, ну или довольно быстро становится понятно, что тебе хватает/не хватает для понимания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение02.01.2015, 11:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Pulseofmalstrem
вы зачем цитируете такие большие куски текста? Это считается нарушением. Если нужно сослаться на собеседника, выделите нужную фразу и нажмите кнопку "Вставка"

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение02.01.2015, 11:04 


16/12/14
472
provincialka в сообщении #955363 писал(а):
Pulseofmalstrem
вы зачем цитируете такие большие куски текста? Это считается нарушением. Если нужно сослаться на собеседника, выделите нужную фразу и нажмите кнопку "Вставка"

Извиняюсь, обещаю исправиться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение02.01.2015, 13:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pulseofmalstrem в сообщении #955361 писал(а):
Ну обычно в учебниках пишут, что предполагаются такие-то знания, ну или довольно быстро становится понятно, что тебе хватает/не хватает для понимания.

Вот гляжу я на вас и не нарадуюсь: вот все бы были столь внимательны к этим указаниям и чутки к собственным ощущениям! А вы точно школьник? А то таким мудрым человек становится годам к тридцати, если вообще становится...

А если нужно обратиться вообще только по имени, то нужно нажать мышкой на имя пользователя слева от его сообщения, получится так, как в сообщении provincialka.

-- 02.01.2015 13:11:58 --

Pulseofmalstrem в сообщении #955308 писал(а):
На второй вопрос отвечу тем, что без вышеуказанного базиса (векторный анализ, дифф. геометрия и прочее) не особенно получится изучить туже электродинамику Максвелла

Кстати, вот дифференциальная геометрия для электродинамики Максвелла не нужна. Достаточно дифференциальных уравнений. (Точнее, есть более углублённое изучение электродинамики, с использованием дифференциальной геометрии, но это уже далеко не при первом знакомстве.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение02.01.2015, 21:05 


28/08/13
538
Для знакомства с лин. алгеброй рекомендую книжку Шевцова, она подробно и ясно написана, http://dfiles.ru/files/g8ldmxuqf

 Профиль  
                  
 
 Re: Равноправие ИСО.
Сообщение02.01.2015, 21:16 


16/12/14
472
Ascold в сообщении #955588 писал(а):
Для знакомства с лин. алгеброй рекомендую книжку Шевцова, она подробно и ясно написана, http://dfiles.ru/files/g8ldmxuqf

Благодарю.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group