Способности счёта не достаточно, для того чтоб вывести формулы Рамануджана. Он обладал целостным видением математики и выводил свои формулы, исследуя эллиптические функции. Это далеко не счёт, хотя способности счёта и играют важную роль, как составляющая общих способностей в некоторых областях математики, но способность к обобщению и отыскания закономерностей на мой взгляд более ценна, она предполагает многоуровневые логические конструкции, а не просто последовательность арифметических операций. Так что Рамануджана не был просто калькулятором, он был мыслителем.
Однако и при счете зачастую нужно обобщать и видеть закономерности:
Степени двойки я знаю, это легко.
Разве в этом решении не продемонстрирована способность распознать степени двойки? Это не подход "калькулятора" типа:
. Кстати, и такое решение принципиально отличается от алгоритма работы электронного калькулятора.
Ранее здесь прозвучало слово "пазл":
просто человек который за две секунды умножает в уме невероятные числа наверно способен собирать эти математические пазлы такие сложные, что понять их сможет только другой такой же человек
вот я и предложил несколько пазлов для примера. К сожалению, ответ поступил пока только на один, предложу свои ответы в виде микропедагогической поэмы:
Мат. олимпиада районного масштаба. Вчерашний школьник, но нынче уже ПЕРВОКУРСНИК измывается над сегодняшним школьником старших классов.
- Надо полагать, начальную школу вы закончили? - издалека начинает Первокурсник.
Робеющий Школьник кивает.
- Надо полагать, таблице умножения до десяти вас там учили? - продолжает Первокурсник.
Школьник кивает.
- Надеюсь, вы ее помните? - вкрадчиво спрашивает Первокурсник.
- Да, - лепечет Школьник.
- Ну и подумайте, - грозно и вдохновенно гремит Первокурсник, - есть ли там число 71?
- К-к-к-ажется нету, - заикается Школьник.
- И признаки делимости вы в начальной школе проходили? - почти до шепота понижает голос Первокурсник.
- Проходили, - снова лепечет Школьник.
- И на что делится 71? - снова повышает голос Первокурсник.
- Ну само на себя и на единицу, - растерянно отвечает Школьник.
- Вы еще на ноль поделите! - задыхаясь от восторга, иронизирует Первокурсник, - какие нетривиальные делители у 71?
- Их нет, - выдыхает вспотевший Школьник.
- А на что делится 73?
- Ни на что...
- Как все просто, а вы не сообразили, какие они простые, - с чуством глубокого педагогического удовлетворения говорит Первокурсник и ставит Школьнику жирный минус за первое задание.
Конец поэмы.Мораль: Разве не похоже на эту поэму проходят экзамены по разным мат. дисциплинам? Там могут быть не только цифирки, но и разные буковки, значки-крючки,
и
, но сути это не меняет. Очень-очень часто суть испытания (т.е. экзамена) сводится к принципу "сложи пазл", "узнай в выражении некий шаблон из учебника и/или из лекции". Такие задачки зачастую называют задачами на сообразительность. И по ним судят как о знаниях испытуемого, так и о его способности к мат. мышлению.
Продолжим.
- как и в предыдущей задачке, испытуемый должен сообразить поискать делители. На
- делится, на
делится и на
делится, а
еще и на
В следующей последовательности
общие делители искать не нужно, а нужно сообразить, что
-ый член последовательности и
-ый в сумме дают
-ой. Ну, и про оставшуюся последовательность стоит вспомнить известную фразу булгаковского героя "Тоже мне бином Ньютона!"
Такие вот численные пазлы, и кто попробует доказать, что это не математика? Что для решения достаточно быть калькулятором, но не мыслителем? (Конечно, эти последовательности легко найти через гугл, но это будет неспортивно
)