SeliFanВозьмём не 1 км, а общий случай: пусть "рельс" имеет длину
, а скорость звука в нём есть
.
Тогда в нашей задаче появляется характерный масштаб времени
- порядка времени распространения звука (или локальной упругой деформации) от одного торца рельса до другого:
.
Сей факт позволяет нам конкретизировать, что означают слова "бьём в торец":
1) Если время, в течение которого постоянная по величине и направлению внешняя сила
действовала на торец, много меньше, чем
, то, значит, мы "били в торец".
2) А если на торец действует постоянная сила F(t) в течение времени много большего, чем
, то это уже нельзя назвать "бьём в торец", ибо это совсем другая физическая ситуация. Объясняю почему. Объяснение длинное, в два этапа: сначала идёт напоминание про спектр частот и длин волн, а затем про связь картины возбуждённых колебаний с фурье-спектром заданной внешней силы.
Итак, важно, что в нашей задаче есть ещё широкой спектр временнЫх масштабов - это периоды (т.е. обратные частоты) звуковых колебаний с разными длинами волн. Для оценок можно полагать, что частота звука
(в герцах) обратно пропорциональна длине волны
, согласно формуле:
. Длины волн могут быть любыми, но, естественно, в разумных пределах: очевидно, что существует самая короткая длина волны деформаций - порядка расстояния между атомами в рельсе; ей соответствует верхняя граница
спектра звуковых частот в данной железяке. Чем больше длина волны, тем ниже частота.
Теперь вспомним, что из себя представляет в общем случае картина колебаний с определённой частотой и длиной волны. На протяжении одной полудлины волны частицы среды движутся в одну сторону (хотя и с разной амплитудой), а на протяжении соседней полуволны - в противоположную сторону. Если на длине рельса
укладывается много длин волн
, (а другие моды движения не возбуждены) то можно сказать, что рельс "гудит", но как целое он не движется, его центр тяжести находится в покое.
На частотах
, длина волны
много больше длины рельса
, а это значит, что столь низкочастотные колебания элементиков рельса с хорошей точностью синфазны и имеют почти одинаковую амплитуду.
И тогда в пределе, когда частота равна нулю, имеем картину элементиков, которые всё время одинаково движутся в одну сторону - т.е. весь рельс движется как целое. Можно сказать, что эта "нулевая мода" (в том смысле нулевая, что её частота равна нулю) описывает равномерное движение центра масс рельса.
Так. А теперь вспомним (раз уж мы обсуждаем механику движений на языке колебаний) про свойства преобразования Фурье; нам будет важен спектр частот внешней силы
, которая действует на торец рельса. Известен математический факт: если функция
имеет вид импульса (т.е. её график П-образен, или похож на "гауссовский колокольчик", и т.п.) длительностью
, то она, грубо говоря, представляется суммой гармонических колебаний со всеми частотами от нуля, включая нулевую частоту,
до частот порядка .
Можно показать, что на этом языке действие внешней силы
на торец рельса описывается как возбуждение волн в рельсе
с теми частотами, которые присутствуют в спектре функции . Другими словами, энергия, переданная источником силы в рельс, распределяется по различным "модам" рельса - т.е. по колебаниям частиц рельса с разными длинами волн и частотами, но только в той полосе частот, в которой отличны от нуля фурье-амплитуды силы
.
Вот поэтому и возникает большое физическое различие между указанными выше случаями (1) и (2):
В первом случае импульс силы короткий во времени:
. Поэтому спектр возбуждаемых частот широк, т.е. в рельсе возникает суперпозиция волн с разными длинами волн, большая часть из которых имеет длину волны
, - бежит звуковой импульс; затем он многократно отражается от торцов, расплывается (ибо дисперсия частоты звука не строго линейна, как в нашей оценке), затухает. Короче говоря, энергия разошлась по множеству коротковолновых мод, - рельс "гудит"; а на движение центра масс приходится очень малая доля энергии, так что его скорость мала и это движение почти незаметно.
Во втором случае, при
, спектр частот силы сосредоточен в окрестности нулевой частоты, поэтому возбуждаются только самые длинноволновые моды рельса,
, включая движение центра масс - теперь на него приходится львиная доля энергии. Рельс движется как целое (хотя его части совершают при этом и какие-то низкочастотные колебания относительно центра масс, малой амплитуды, - "переходной процесс").
Мораль. В терминах такого рассмотрения "материальная точка" это тело, размерами
которого можно пренебречь по сравнению с длинами волн колебаний в нём; для этого сила должна быть достаточно "плавной" во времени по сравнению с
. В свою очередь, это всегда будет так, если считать, что жёсткость вещества (упругая постоянная) неограниченно велика, так что скорость звука стремится к бесконечности.
Вообще, имхо, можно пользоваться приближением "материальная точка" для тела конечных размеров всякий раз, когда в обмене энергией между телом и источником внешних сил участвует в основном центр масс, а другие моды движения (другие степени свободы) не существенны.