Если под слугой понимать того, кто исполняет все мои приказы (в рамках должностной инструкции), то нет, конечно. Государство - наемный управляющий, задача которого - обеспечить максимально эффективное функционирование страны, прежде всего, еее экономики. Эффективность здесь понимается с точки зрения нанимателя: "Гражданин заинтересован в своей свободе и благополучном существовании" (c) Skeptic.
Можно продложить аналогию: капитан пассажирского корабля. Его задача: доставить пассажиров из пункта А в пункт В быстро, комфортно и безопасно. Пассажиры делегируют ему управление кораблем. При этом они согласны исполнять приказы капитана, поскольку считают, что приказы эти отдаются с целью решения поставленной задачи. Если же капитан плохо справляется с задачей, его увольняют по требованию недовольных пассажиров. То же самое происходит, если капитан злоупотребляет своей властью, т.е. его приказы явно не служат поставленной задаче.
И сколько вы знаете капитанов, которые были "уволены по требованию недовольных пассажиров"? - : )
Если так все гладко, почему известно явление "бунт на корабле", и оно обозвано именно так? ; )
А посерьезнее...
Если ваша аналогия с натяжкой может и работать для малых групп как капитан-пассажиры, или шерифа мелкого поселка (где в конце концов, недовольные могут "уволить" капитана, скидывая за борт) - то для государств это нереалистично, чистая утопия.
- Социумы побольше значительно сложнее устроены.
- И что важнее, в реальности капитан является и собственником (следуя вашей аналогии) всего корабля (кроме скажем, стола и мелкой утвари в кабинах пассажиров). А собственник корабля сам себе не уволяет.
То, что в современной "демократии" собственник корабля не один (а например, трое братьев) и пассажирам дозволено текущего капитана из этих троих выбирать - меняет вещей существенно только в одном отношении.
А именно, заткнуть недовольных намного проще - ибо "ваш глас учтен, хотели другого капитана - вот и поменяли как вы и хотели, незачем гундеть".
А что означают "текущие желания"? Текущее желание большинства людей - та самая свобода и благополучное существование. Почему деятельность государства должна им противоречить? И как долго продержится государство, чья деятельность все время противоречит интересам общества?
Впервых, речь идет про совсем конкретных вещей. Например - общество не хочет войну (по меньшей мере вначале, прежде чем пропаганда займется этим) а государство эту войну развязывает.
Во вторых, я не говорил что деятельность государства
должна интересов общества всегда противоречить - а что очень часто, обычно кое-в чем противоречит.
В третьих, государство чья деятельность противоречит интересам общества - как показывает практика, может продержаться довольно долго (если конечно, вы не считаете смену правительства концом государства).
Можно взять тот же wealth distribution - не секрет, что настолько сильная неравновесность в распределении заведомо не устраивает общество - очевидно "чтобы все было в согласии" нужно менять схемы налогообложения, обеспечить выполнение антимонопольных/антитрастовых законов и пр.
Однако неравновесность продолжает усиливаться (несмотря на "демократию" - что есть выборы, правительства меняются и пр.). в картинках
https://www.youtube.com/watch?v=rMhvYeQPOcEЦитата:
"будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство."
А в чем выражается это самое рабство? Я как-то уже приводил пример радикальных феминисток: для них женщина, которую не интересует карьера и которую вполне устраивает роль матери и домохозяйки - это рабыня с промытыми мозгами. Здесь то же самое: если человека устраивает его жизнь, значит, он раб?
Хотя вопрос к Олдоса Хаксли - : ) мое понимание "рабства" в данном контексте:
Рабская психика у того, кто относится бескритично к тем внешним правилам которые ему определяют; и легко меняет свое мнение под влиянием "иррациональных" аргументов (убеждение на базе "статусных", или "харизматических" и пр. оснований).
Конечно понятие количественное, а не абсолютное - во всех нас есть более или менее рабская психика (она залагается на самом начальном уровне социального обучения, если даже и не заложена генетически - напр. хорошо известны эксперименты где доверие к "человеку в формы" намного выше безо всяких на то рациональных оснований).
Умеренная склонность к рабству полезна для стабильности социума; то о чем Хаксли говорит - это намеренное подсиление пропорции этой заложенной черты до уродливых (по критериев соответного времени) размеров.
Цитата:
изменении wealth distribution со временем
Вот не вижу в этом проблемы. Меня мало волнует, что кто-то богатеет быстрее меня; мне важно, чтобы я богател или хотя бы не беднел.
Тогда вы исключение.
Поищите исследования (или просто осмотритесь вокруг) и убедитесь, что подавляющее большинство людей оценивает свой статус относительным, а не абсолютным образом.
Цитата:
На самом деле жизнь показывает, что большинство людей страдают если "свободны" - поскольку не хотят/не могут принимать ответственность за своих решений - и им намного уютнее, если кто-нибудь другой "обо всем позаботится".
Вы уверены? Все люди принимают в своей жизни весьма важные для них решения: выбор образования, работы, мужа/жены, места жительства; рождение детей, покупка недвижимости и т.д. Вы полагаете, все они от этого страдают и были бы рады, если бы кто-то все это решал за них?
Не все, но подавляющее большинство (типа 90%) от этого страдает и были бы рады, если кто-то все это решал за них (хотя и мало в этом признается, если спросить напрямую). И не только полагаю, но и также считаю что факты этого подверждают.