Спустя много лет после окончания ВУЗА, когда и мне читали лекции по теор.мех.
я немного критически рассматриваю классические учебные задачи по ней и в т.ч. в практикумах по теор.мех и ТММ., так и предлагаемые методы решения.Например в "Сборнике заданий для курсовых работ по теоретической механике" , Яблонского и др.
1)Задачи по кинематике.В наиболее навороченном виде какая -то материальная точка двигается по подвижному звену механизма и надо найти ее скорости, ускорения. ОК. Мы понимаем, тут-упражнение на ускорение Кориолиса. С 1 стор. это интересно, нестандартно. Но с другой стороны где вы,ув.авторы видели в жизни техническую реализацию этого? Т.е. чтобы был какой-то механизм, а по его подвижному, вращающемуся звену двигалось какое-то еще звено или материальная точка да еще с постоянной относительной скоростью?
Если мы уж рассматриваем даже кинематику механизма надо учитывать реальности. А реальность в том, что моменты инерции такой конструкции -переменные зависят от угла поворота ведущего звена (кривошипа). Кроме того
механизмы работают не вхолостую, а преодолевают сопротивление (газа, среды). В сочетании с асинхронным электродвигателем (обладающим "упругой характеристикой" это приводит к неравномерности вращения, небольшим колебанием угл.скорости относительно номинального значения (известное дифф.ур. динамики
2)Задачи по ТММ (кинематике) предлагают решать методом планов скоростей, ускорений. С 1 стороны это мощный метод, позволяющий точным черчением избавиться от зачастую сложных аналитических расчетов ускорений (производных от сложных функций), с др.стороны кинематические характеристики считаются только для 1 положения механизма.
Откройте, авторы например, книги Левитского или Артоболевского по ТММ.
Кинематический расчет механизма предполагает построение графиков кинематических характеристик в зависимости от угла поворота
или координаты ведущего звена.
И не просто как самоцель, а как построение зависимостей сил инерции звеньев и вообще как часть расчета динамики, определения экстремальных усилий.
Конечно, построение графиков удобнее с помощью математических систем типа Матлаб, Мэпл, Маткад. Но с этим слабо на 1 курсе где обычно теор.мех. (Исключение- Михаил Кирсанов, МЭИ).
Мое предложение - давать курсовое задании по ТММ как в жизни -
расчет схемы механизма а)на кинематику б)на динамику в)на прочность (статическую-динамическую). Дать время, пусть делают профессионально , с графиками. Для этого не только теормех, но и сопромат пригодится и компьютерные практикумы.
Я вот не знаю за рубежом, есть ли вообще деление механики на теор.мех (механика твердого тела) и механику деформируемого тела? Ведь в технике задача всегда в комплексе. Например из опыта виброакустики: вращающися коленвал (ротор) дает динамические нагрузки (спектр) на частотах кратных частоте вращения . Если на низких частотах корпус-модель твердого тела, то на средних-высоких - модель оболочки.
Задача устойчивости решается по-разному: в теормех-овском приближении система с конечным числом свободы, частотное уравнение. Для упругого тела -численные методы -дискретизация,или приближенный-энергетический.
3)Конечно ТММ это не вся теоретическая механика. механика -раздел физики.
Есть задачи космической динамики, полета снарядов, авиации, гироскопов. Вот тут то часто с учебными задачами слабовато. И с решениями, скажем уравнения Эйлера для прецессий гироскопов. И с аналитической механикой - уравнениями Гамильтона (большинство студ.-не знают).Теор.мех. используется в задачах управления техническими системами -КА, самолетом. Но их постановку надо отнести видимо скорее к ТАУ, оптимального управления.
Вообще видно, даже профессиональная постановка задач механики требует знания смежных дисциплин. Например, расчет остойчивости судна. Или расчет крыла самолета- сначала найти эпюру нагрузок-подъемных сил. Или динамика высотных сооружений...
Видимо, пробивают дорогу и новые направления -динамика неголономных систем-(здесь лучше расскажет О.Зубелевич).
Я бы мог еще высказаться (т.к. сам- программист) на тему более активного моделирования задач ТММ с помощью ООП. Программной реализации механизмов как классов с встроенными методами: расчет массивов-графиков кинематических характеристик, построения планов скоростей, ускорений по заданной координате ведущего звена. Об этом-следующая моя тема.