В Википедии цитируются следующие определения:
Цитата:
Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. (Википедия, Интеллект)
Цитата:
Искусственный интеллект — наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами. [...]Процитированное в преамбуле определение искусственного интеллекта, данное Джоном Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете, не связано напрямую с пониманием интеллекта у человека. Согласно Маккарти, ИИ-исследователи вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем. Поясняя своё определение, Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире»(Википедия, Искусственный интеллект)
Отсюда видно, что с одной стороны ИИ включает подходы, основанные на изучении и воспроизведении "в железе" человеческих способностей решать различные задачи, человеческой психики и мышления, с другой - подходы по решению "интеллектуальных задач" принципиально иными способами, чем это делает человек. Широко известный пример - шахматы: чемпион мира М. М. Ботвинник более 20 лет занимался созданием шахматной программы, пытаясь воспроизвести в ней собственные мыслительные приемы, но она так и не заиграла: "Ботвинник только думает, что он знает, как он думает"(Е. Корнилов, Программирование шахмат и других логических игр, СПб.: БХВ-Петербург, 2005, С.8). Принципиально иной подход, основанной не на копировании мыслительных приемов человека, а на альфа-бета алгоритме, принес впечатляющие успехи. При этом для усечения дерева решений в современных шахматных программах широко применяются всевозможные эвристические приемы, не поддающиеся строгому математическому обоснованию. Сегодня в так называемой игровой индустрии приемы ИИ нередко сочетают с имитацией вплоть до чистого "жульничества", когда программа попросту подглядывает в карты противника-человека. Широко известным классическим примером программы, имитирующей ИИ, является знаменитая Элиза Дж. Вейценбаума, имитирующая диалог с психоаналитиком. При небольшой сложности этой программе удается добиться потрясающего впечатления диалога с живым человеком. Т.о. если с помощью несложных ухищрений удается достичь такого эффекта, то корректная постановка тестирования по Тьюрингу является нетривиальным делом.
Говрят, что дьявол кроется в деталях. В 1960х гг. ИИ достиг замечательных успехов, как и многие другие области computer sci., делающие первые шаги: многие задачи, казавшиеся почти неразрешимыми, оказались не столь сложными. Возникла эйфория, которая, естественно, очень быстро разбилась от столкновения с реальностью. Оказалось, например, что многие задачи распознавания образов, такие, как распознавание речи, зрение роботов и т.д., гораздо труднее, чем представлялось ранее. К настоящему времени в этом направлении достигнут значительный прогресс, однако до полного разрешения этих задач еще очень далеко, и поэтому со стороны может показаться, что развитие ИИ замедлилось или вовсе остановилось. Но это только кажимость, никакой особой катастрофической пробуксовки не происходит, а происходит совершенно закономерный процесс, как и в каждой молодой науке - на смену первоначальной эйфории и головокружению от успехов приходит процесс систематических многолетних исследований. Поэтому я бы не стал присоединятся к мнению, что
Я недавно встретил мнение, что искусственный интеллект - вещь очень скучная
- ИМХО ничем не скучнее теории формальных языков и разработки компиляторов, например.