Продолжение темы о мнениях про реформу РАН в связи с новым постановлением Правительства РФ от 20 августа 2020 года "О внесении изменений в Правила осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями".
Вкратце: урезают экспертно-методические функции РАН, забирают полномочия ведущей экспертной организации.
Из-под академической экспертизы полностью предлагается вывести научные исследования, проводимые НИЦ "Курчатовский институт", четырьмя университетами, напрямую подведомственными правительству России (ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, СПбГУ) и организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службе исполнения наказаний.
Про мотивировку:
Андрей Ваганов писал(а):
Выступивший на заседании Президиума РАН заместитель министра Минобрнауки Петр Кучеренко фактически оправдывал это решение… жалостью к Академии наук со стороны чиновников, стремлением облегчить ее жизнь. Он напомнил, что в РАН сегодня – 453 института. (Уточним: это те институты, в которых РАН осуществляет только научно-методическое руководство. Учредитель всех этих бывших академических организаций – Минобрнауки РФ. – А.В.). И вот этим 453 институтам приходится проводить от 14 до 20 тысяч экспертиз в год. Этим и вызвано, по мнению Кучеренко, стремление слегка облегчить экспертную нагрузку на РАН. «Мы ведем речь меньше чем об одном проценте от числа научных организаций», – подчеркнул замминистра. Академики тут же дополнили замминистра: на этот 1% организаций приходится 25% финансирования.
Также зам. министра дал понять, что проект постановления нацелен на создание и поддержку "независимых центров исследований в России".
Петр Кучеренко писал(а):
Считаем, что предлагаемые нами изменения позволят снизить регуляторную, бюджетную нагрузку, одновременно усилят ответственность "подведов" правительства за качество и результативность выполняемых ими исследований... а наличие таких независимых центров с компетенциями мирового уровня (которые выводятся из-под экспертизы РАН: РГ) будет способствовать интенсивному развитию научной деятельности в России.
А вот более правдоподобный с виду мотив:
Андрей Ваганов писал(а):
Но – и это второй возможный мотив предлагаемой экспертной гильотины – этот извергаемый из академии экспертный поток не нужен даже чиновникам Минобрнауки. Острым, натренированным аппаратным чутьем они понимают, что участвуют в профанации самой идеи экспертизы. Никогда и нигде в госуправлении результаты сверхусилий Президиума РАН использованы не будут. А кроме того, никакой правительственный орган просто не в состоянии переварить 17 тысяч экспертных заключений от одной организации в течение года. Это было под силу только Госплану СССР, но никак не нынешнему Министерству науки и высшего образования РФ.
В итоге вся эта академическая экспертная активность и отчетность нужна министерству только для одной цели: формальной оценки деятельности самой РАН. Но для этого теперь будет достаточно и остающихся под научно-методическим руководством РАН организаций. Плюс-минус один процент роли не играет.
С текстом постановления можно ознакомиться
здесь.
Публикация РГ про постановление.
Публикация Андрея Ваганова в Независимой Газете с обсуждением постановления.