В продолжении первого сообщения Вы пишете, как я понял , что отказ от аморальных поступков способствует духовному росту , поэтому моралью охвачено все общество.
Это не убедительно..
Здесь я не понял: почему "поэтому моралью охвачено все общество" ? Правом оно охвачено (система поощрений и запретов), а нормы поведения туда включены. То есть это смесь эволюционно-политической традиции (если так можно выразиться) и религиозной практики (заповеди, обеты). Человеческая модель поведения отличается от животной тем, что люди намеренно стали тренировать контроль, осознали, что модель можно менять в "лучшую" сторону или в "худшую". Сама система до-морального воспитания - это обучение и тренировка самоконтроля - это происходит традиционно, смысл опроизволивания не всегда доносится воспитателями до ума детей (окрики и шлепки некоторым кажутся более действенными).
Поэтому общество "не охвачено" моралью, оно слышало про неё, но остаётся безграмотным.
(Оффтоп)
Я на разных форумах обсуждал: люди в большинстве своём всё сводят к религиозным "постулатам" (как у Канта), к уголовному праву или нормам совместного проживания (давайте жить дружно).
Цитата:
Добавление:
Когда я говорю, что сущность морали в опроизволивании поведения, то подразумеваю более общее понятие, то есть формирование стереотипа, а не просто совокупность отдельных действий.
И вот почему. Я попытаюсь обосновать, почему заповеди - это не просто правила поведения.
Возьмём, для примера, ситуацию враждебного столкновения двух людей.
Когда один человек нападает на другого, то возникает драка или какой-то более слабый убегает. Но даже если возникает драка, то без овладения боксёрскими или каратистскими приёмами поединок будет выглядеть как череда хаотичных ударов и инстинктивных оборонительных реакций, - здесь нет опроизволенности ввиду отсутствия боевого опыта.
А чтобы приобрести опыт ведения боя, необходимо научиться намеренно и целенаправленно наносить удары ("отработать технику"), освоить защитную позу, защитные блоки и т.д.
Когда же человек научился приёмам, то надо научиться вести поединок с противником (намеренно сформировать поведенческий стереотип), это и значит, опроизволить своё поведение.
Для этого необходимо соблюдение следующих Правил ("заповедей"):
"НЕ убегать с места боя";
"НЕ махать беспорядочно руками";
"НЕ падать, моля о пощаде"; и т.п.
То есть все эти "заповеди" требуют подавления (сдерживания) страха и инстинктивных реакций. И только на основе этого практического сдерживания человек способен вести поединок. Правила - это перечень необходимых условий, без соблюдения которых невозможно научиться боевому искусству, то есть намеренному поведению во время боя.
Но вернёмся к морали.
Вы, наверное, заметили присутствие в них частицы "НЕ".
Если бы заповеди Божьи была просто правилами поведения, то не было бы частицы "НЕ", был бы просто перечень (реестр) хороших манер, типа предписаний: "надо жить дружно", "надо любить", "надо восхищаться правителем" и т.п.
Поэтому по аналогии с вышеприведённым примером моральное поведение можно назвать
"техникой" бесконфликтного поведения в обществе.
Надеюсь, мне удалось донести смысл.
Цитата:
В его интересах было сохранить племя, поэтому он не мог вести себя слишком эгоистично, вынужден был поддерживать соплеменников и поощрять их взаимовыручку. Видимо такое поведение эволюционно оправдывалось и через обучение передавалось потомству.
Да, совместная охота требовала выработки слаженного взаимодействия. Удача же при поимке дичи соответственно закрепляла более эффективную модель поведения (организованные действия разве отрицают стадный инстинкт?). И у людей то же самое.
Цитата:
Со стороны отдельного члена общества, мораль лишняя обуза, но и общество не поощряет аморальных типов . Поэтому у каждого есть выбор ( ну хотя бы производить впечатление не сильно аморального).
Одно другому не мешает: неважно вызвано ли действие осознанным решением индивидуума, или страхом перед наказанием, или подражанием (чтобы считаться "хорошим парнем"), или желанием похвалы (поглаживания). Важно, чтобы формировалась привычка.
С другой стороны, Вы правы, что есть выбор. Однако сами же видите, что выбор зачастую навязывается рекламой, кино-пропагандой воровской романтики ("друзья Оушена") и т.д. И экономическая модель поведения "разрешает" мошенничество, конкуренцию (не взаимовыручку!) и т.д.