2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение20.07.2013, 02:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
10078
Цитата:
xxx: Из всех меломанов, хороший транзисторный звук от хорошего лампового отличить смог только осциллограф.

bash.im#423506

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение12.10.2013, 12:22 


05/09/12
2587
Твердотельные аналоги ламповых триодов, недавние разработки коллеги по гитарно-электронному цеху.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 03:29 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Когда в начале 1970х я учился в школе, у нас был спец.предмет - радиоэлектроника. Там мы делали лабораторные - в том числе снимали ВАХ триодов :-) Потом в 1980, окончив МГУ, гонялся за свободными радикалами в одном из ведущих НИИ АН СССР на ЭПР радиоспектрометре, в котором было 50 ламп. Т.о. имею о лампах незабываемые впечатления и м.б. поэтому всплеск интереса к ламповым усилителям мне так интересен. Прежде всего как феномен массовой культуры. Выше было сказано много справедливого по физике. Но! Как и во всяком культурном феномене, чистой физикой не обойтись, а надо рассматривать как физику, так и психологию. Начнем с физики, для этого позвольте привести цитаты из книги: Гендин Г. С., Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты. - 2-е изд. стереотип. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003. - 128 с.: ил. - (Массовая радиобиблиотека; Вып. 1260).

На первой же странице автор отмечает парадоксальность явления:
Цитата:
Новая концепция, благодаря которой стало возможным появление на европейском и американском рынках современных ламповых УЗЧ, ушедших, как еще недавно казалось, навсегда в прошлое, сама по себе парадоксальна. Действительно, все то, что прежде считалось второстепенным, несущественным, а то и вовсе не заслуживающим внимания, теперь стало не просто первостепенным, но по существу определяющим; и наоборот, то, что прежде ставилось во главу угла при создании радиоаппаратуры (особенно бытовой), содержащей УЗЧ, теперь вообще отметается как третьестепенное, если не сказать вздорное. Для того чтобы убедиться, что это действительно так, давайте освежим в памяти требования, предъявлявшиеся в свое время к низкочастотной части любых радиотехнических устройств. Первым, самым главным из них, была экономичность. От усилителя требовалось минимально возможное потребление мощности от источника питания. В жертву этому приносилось многое: для оконечного каскада, например, режим класса А расценивался чуть ли не как преступный, а классу АВ2 отдавалось предпочтение перед классом АВ1 всюду, где это позволял клирфактор. На втором месте стояли требования к массе и габаритным размерам основных узлов усилителя, в первую очередь - выходных и переходных трансформаторов. За ними шли требования к максимальной технологичности производства, особенно намоточных узлов, и простоте монтажа. Число ламп и деталей в УЗЧ в идеале должно было стремиться к нулю, а о том, чтобы использовать детали с 5%-ным допуском, не могло быть и речи.
Сегодня единственным критерием жизнеспособности современного лампового усилителя является его качество. Все остальное без сожаления приносится в угоду этому показателю. Такие понятия, как экономичность, масса, габаритные размеры, стоимость, сложность производства, признаются несущественными. Никакие технологические трудности не считаются трудностями. Повторяемость двух сошедших друг за другом с конвейера аппаратов объявляется необязательной, да и сам процесс конвейерной сборки ставится под сомнение. Об использовании деталей с 5%-ным допуском, как и прежде, не может быть и речи, но уже по другой причине: большинство резисторов должно быть с допуском не более 1 %.
И далее:
Цитата:
Использование в усилителях полупроводниковых приборов объявляется нежелательным, при этом даже в выпрямителях лампам-кенотронам отдастся предпочтение перед кремниевыми диодами. Последние в виде исключения допускается использовать в выпрямителях... цепей накала ламп.
Каждый вновь изготовленный экземпляр усилителя подвергается индивидуальной регулировке и настройке наподобие хорошего концертного рояля, при этом индивидуальный поштучный подбор ламп считается само собой разумеющимся. При выборе типов ламп для оконечных каскадов считается нормальным остановиться на таких "доисторических" триодах прямого накала, как 2АЗ, если их параметры удовлетворяют требованиям конструктора.
Из сказанного ясно, что говорить о таких понятиях, как экономичность или себестоимость подобных УЗЧ не имеет смысла. Действительно, даже относительно "средний" по параметрам 20-ваттный УЗЧ может потреблять от сети 120...150 Вт и стоить без акустической системы 1500...2000 долл.
Так на кого же рассчитана такая аппаратура и зачем она нужна? В последние два-три года на западных и американском рынках бытовой радиоаппаратуры спрос на современные ламповые УЗЧ (как самостоятельные изделия), несмотря на их баснословную стоимость, не удовлетворяется. Объясняется это не только модой, хотя и она играет немаловажную роль в создании "лампового бума", но и необычайно высокими качественными показателями современных ламповых усилителей (хотя и достигнутыми дорогой ценой), превосходящими при субъективных сравнениях транзисторную аппаратуру аналогичного класса.
Тут ИМХО совсем неубедительно про "качественные показатели" (далее к этому вернусь), а пока приведу другую цитату из того же источника, которая говорит не в пользу "лампового качества":
Цитата:
Принципиальные отличия ламповых УЗЧ (особенно мощных) от аналогичных транзисторных влекут за собой и заметные различия в требованиях, предъявляемых к их конструкции. Перечислим эти отличия:
1. Входные цепи всех каскадов лампового усилителя имеют на порядок большее сопротивление открытого входа, чем аналогичные транзисторные, а следовательно, так же на порядок больше подвержены воздействию внешних электрических полей (наводок).
2. В ламповых УЗЧ все без исключения лампы, в том числе и самые маломощные, в процессе работы непрерывно излучают тепло. Что касается мощных оконечных ламп, работающих в режиме класса А, то температура их стеклянных баллонов может достигать 90...100°С, а выделяемое тепло, если его постоянно не отводить, создает внутри футляра усилителя среду, неприемлемую для некоторых других деталей (например, конденсаторов фильтра выпрямителя).
3. Все ламповые УЗЧ имеют трансформаторный выход на акустическую систему, а поскольку полезная выходная мощность, как правило, превышает 20 Вт, доходя иногда до 100 Вт, выходные трансформаторы становятся источниками значительных магнитных полей в широком диапазоне звуковых частот. Это создает существенные магнитные наводки практически на все участки схемы и, как следствие, непредсказуемые положительные и отрицательные, но всегда паразитные обратные связи, делающие работу усилителя неустойчивой.
4. Особую неприятность в ламповых усилителях доставляют цепи питания накалов ламп, что в транзисторных усилителях исключено априорно. При этом источником дополнительного фона и наводок служат как сами лампы, так и соединительные провода накальных цепей, по которым течет ток, доходящий нередко до 10 А, вследствие чего вокруг этих проводов возникают поля с частотой 50 Гц, также являющиеся причиной существенных наводок.
Даже перечисленного достаточно для того, чтобы понять, что конструкция мощного лампового УЗЧ должна коренным образом отличаться от конструкций транзисторных усилителей.
Запомним такую отличительную ламповую характеристику как нестабильность! Стоит отметить еще одно принципиальное отличие - принципы конструкции акустической системы:
Цитата:
Сейчас в продаже […] можно приобрести самые разнообразные по мощности, конструкции, габаритным размерам и стоимости акустические системы практически на любой вкус, начиная от малогабаритных […] до напольных объемом свыше кубометра. Однако у подавляющего большинства этих систем есть один объединяющий признак: все они компрессионного типа. Это означает, что футляр акустической системы наглухо закрыт и диффузор громкоговорителя работает как поршень, цилиндр которого имеет внутри неизменный объем заключенного воздуха.
Все компрессионные системы имеют ряд бесспорных достоинств […] Читатели наверняка обращали внимание на то, что у большинства современных переносных и компактных приемников, магнитол, а также у их автомобильных близнецов регламентируется паспортная выходная мощность в 50, 60, 100 и даже 300 Вт! Между тем абсолютное большинство старых ламповых радиоприемников и радиол даже самого высокого класса имело выходную мощность в 10...20 раз меньшую. […]
В чем же дело? А дело в том, что до начала широкого распространения транзисторной радиоаппаратуры в качестве акустических систем применялись не компрессионные, а исключительно открытые излучатели, т.е. такие, у которых тыльная сторона диффузоров громкоговорителей сообщалась с воздушным объемом помещения через перфорированную заднюю стенку футляра. И хотя такие открытые акустические системы не имели достоинств компрессионных систем, они тем не менее обеспечивали прекрасное качество звучания при значительно меньшей подводимой электрической мощности.
Физика ИМХО ясна. Теперь о психологии.

Общеизвестно, что меломаны ценят "живое", т.е. живое исполнение в концертном зале не сравнимо для них с записью этого концерта. Живой огонь (костер в лесу, дрова в камине) не равен фильму, где снят этот огонь. И т.д. Живое исполнение всегда содержит некоторой элемент непредсказуемости, исполнитель может исполнить одно и то же музыкальное произведение (речь не об импровизации) на тысяче концертов и каждый раз он исполняет его чуть по разному. Для постороннего неискушенного слушателя эта разница может быть не заметна, но ценители слышат эту разницу и во многом поэтому не довольствуются студийной звукозаписью любимого исполнителя. Отмеченное выше физическое свойство нестабильности ламповых усилителей гарантирует разнообразие при прослушивании одной и той же записи. М.б. это необходимое меломану качество. Как огонь - он всегда разный. (Отмечали мыслители, что дважды в одну и ту же реку не войти ;-) ) Можно ли смоделировать огонь? На простом уровне: есть куча моделей, реализованных в программах. Нужен ли такой "огонь", чтобы им любоваться? Многие скажут, что нет. Что это суррогат. Так и совершенно однозначная цифровая запись может (пусть и подсознательно) выглядеть для меломана слишком неживой, суррогатной.

Далее. Меломаны обычно водят знакомство с себе подобными. Это и дружба, и соперничество. Ни с чем не сравнимое удовольствие доказывать другому ценителю, что твой усилитель лучше - каждый ведь собран эксклюзивно :-) Не случайно привел цитату про акустические системы - общепризнанным является превосходство уникальных инструментов. Нпр., скрипка Страдивари для ценителя не менее важна, чем приложенный к ней исполнитель. М.б. и в звуковоспроизведении возможны уникальные "колонки Страдивари"? ;-)

Ну и плюс ностальгия для тех, кто в детстве слушал ламповую музыку ...
А для тех, кто сами делает усилители - очень увлекательное занятие. Некоторым оно еще может приносить немалые деньги - "поштучный подбор ламп" немало стоит ;-)
Очень интересный феномен! При этом никакой мистики - строгая физика + психология ;-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 06:04 


24/05/09

2054
Аудиофилы вообще несколько странные люди. Их невозможно переубедить. Транзисторы отстой, микросхемы - тем более. МР3 - верх отстоя. Только лампы, аудио-CD (хотя внутри ЦАП-АЦП те же транзисторы в составе процессора), винил и почему-то катушечные магнитофоны, кстати - на транзисторах и ИМС...

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 06:44 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Alexu007
Допустим Вы – фанат исполнителя Х, и я – фанат исполнителя Х. У меня записи Х, и у Вас эти записи. У меня DVD привод, интегрированный на «маме» звук и колонки, и у Вас похожие. Приглашу я Вас в гости, поставлю запись, и услышите Вы то, что слушаете дома. Получается, что не смогу Вас удивить :-( Скучно! Вот такая общечеловеческая психология ;-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 06:57 


24/05/09

2054
Ну и хорошо, что не сможете удивить - качеством своей записи по сравнению с моей. Сейчас слава богу в век цифровых технологий качество звука высокое и одинаковое у всех (не теряется при перезаписи). Отдельное спасибо за практическое отсутствие шума.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 07:03 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Допустим, взлет Х был до цифры. И я утверждаю, что при оцифровке старых записей слишком много срезали и в доказательство ставлю винил или МЛ. Далее все зависит от моей веры в то, что говорю, от умения убеждать и от Вашей готовности поверить ;-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 08:00 


24/05/09

2054
Зачем при оцифровке старых записей что-то срезать? Там впору добавлять. В обычный audioCD 22100 гц влезает, и винилу и магнитофонной ленте далеко до этого. Разве что в целях шумопонижения и удаления щелчков.

Не люблю я оцифрованный винил, как раз из-за шума и щелчков.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 08:24 
Аватара пользователя


21/01/09
3926
Дивногорск
Alexu007 в сообщении #775329 писал(а):
Аудиофилы вообще несколько странные люди. Их невозможно переубедить. Транзисторы отстой, микросхемы - тем более. МР3 - верх отстоя. Только лампы, аудио-CD (хотя внутри ЦАП-АЦП те же транзисторы в составе процессора), винил и почему-то катушечные магнитофоны, кстати - на транзисторах и ИМС...

А ещё они огромное внимание уделяют проводам и разъёмам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 09:54 
Аватара пользователя


28/11/08
659
Тамбовская губерня.
Вот пишут о борьбе с высшими гармониками. Но в магнитофонах (ламповые ,либо транзисторные) для техники высокой верности воспроизведения намеренно применяется ток подмагничивания с частотой от 80 до 100кГц и хотя в канале воспроизведения и ставится "фильтр-пробка" от проникновения высших частот и гармоник.Но от побочных продуктов биений сигнала с частотой подмагничивания избавиться не возможно.
А без подмагничивания звук вообще никакой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 11:55 
Заслуженный участник


07/07/09
5408
Alexu007 в сообщении #775343 писал(а):
Зачем при оцифровке старых записей что-то срезать? Там впору добавлять.

По поводу добавления, хотелось бы уточнить такой вопрос.
В аналоговом усилителе обычно была АРУ ( автоматическая регулировка усиления) с какой-то постоянной времени. Так искажала она запись , за счет вытягивания тихого звука до среднего уровня или этого не происходило?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 14:36 


24/05/09

2054
В усилителе записи АРУ могла быть - разумеется искажала. И без того невысокий динамический диапазон магнитной ленты снижала. И шумов добавляла в длинных паузах, на видеокассетах очень хорошо слышно было. Неприятный эффект.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ламповые усилители
Сообщение15.10.2013, 17:19 
Аватара пользователя


22/09/09

1907
Абсолютное и принципиальное преимущество цифровых технологий общеизвестно и никаких сомнений у грамотного человека вызывать не может. Однако не нужно забывать, что в процессе аудиозаписи мы имеем аналоговый сигнал на входе ("колебания воздуха"), а в процессе аудиовоспроизведения получаем аналоговый сигнал на выходе (похожие "колебания воздуха"). Входными датчиками служат микрофоны, и электрический сигнал с них зависит от их расположения в пространстве по отношению к исполнителям. Эффект воспроизведения зависит от аккустической системы и от расположения слушателей. Микрофоны и динамики - аналоговые устройства. Помещения, в которых происходят запись и воспроизведение, также накладывают свой отпечаток. Из сказанного следует, что процессы записи-воспроизведения неоднозначны (имеют бесконечное множество решений). Очень многие из этих всевозможных решений являются заведомо неприемлимыми по качеству (можно очень хорошие микрофоны расположить так, что слов будет неслышно, все будет забивать музыка и т.д.) Но всегда останется много различных решений, имеющих высокое качество. Вопрос в том, какое из решений выбрать и насколько такие решения будут различны, т.е. сможет ли искушенный ценитель почувствовать разницу? Другой вопрос, на который в общем виде нет однозначного ответа: что считать шумом и дефектами записи? Например, свист и аплодисменты слушателей на концерте - шум? Очевидно, что в случаях, когда исполнитель принимает участие в обработке записи, его мнение должно быть решающим. В организации процесса воспроизведения исполнитель обычно участия не принимает. Эти и подобные вопросы, не имеющие единственно верного ответа, являются обоснованиями для всевозможных спекуляций, как оправданных, так и безосновательных. Отделить первые от вторых представляется очень непростым делом.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CDDDS


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group