Mopo писал(а):
Ребят, может вопрос и не к месту - помогите пожалуйста с выбором тем научно-исследовательских работ для школьников 11 класса. Уровень физических знаний - школа с углубленным изучением, процентов 75 курса общей физики. Желательное требование - использование простых приборов и материалов при постановке опытов, ибо бедны школьные лаборатории_(
заранее благодарен и заранее же прошу прощения, если обратился не по адресу_)
====================
С использованием простых приборов и материалов при постановке опытов в школьных лабораторных условиях могут быть, например, реализованы, исследованы, развиты и модернизированы следующие темы и устройства:
1. Униполярный двигатель [http://en.wikipedia.org/wiki/Homopolar_motor]
Действующий мотор выполняется из трёх доступных деталей (батарейки, шурупа с магнитиком и проводника).
Другие (более габаритные) демонстрационные модели униполярных двигателей описаны в учебных пособиях по физике.
2. Электромагнитное непрерывное вращение (демонстрационное устройство непрерывного синхронного вращения магнита около линейного тока). [http://sidam.at.tut.by]
Для выполнения действующего устройства (без использования вредных веществ – ртути, кислот, щёлочей, раствора медного купороса) требуется лишь (200 -400) витков изолированного провода сечением 1 мм2, например, в виде многовитковой рамки размером 400 х 400 мм и набор мебельных магнитиков (размещенных для осевого вращения). Питание устройства от стандартного школьного источника тока (36 В или 42 В, 3А). В ином варианте может быть использован типовой «школьный трансформатор» с одновитковой вторичной обмоткой.
Тема является модернизацией известного опыта Эрстеда (1820 г.) и имеет широкие возможности для дальнейшей разработки (например, в виде поступательного движения бескорпусного ротора-магнита по кругу с дистанционной бесконтактной подачей энергии и многое другое).
3. Исследование и изучение характеристических спектров полупроводников и диэлектриков.
адрес вырезанДля реализации темы требуется лишь наличие обычных персональных компьютеров и установка на них прикладной программы “SPECTRA”.
Тема ориентирована на изучение типовых материалов радиэлектроники и оптики, микроэлектроники и нанотехнологий (например, полупроводников – кремния, арсенида галлия, германия, в такой же последовательности широко используемых в электронной промышленности, и диэлектриков – сапфира, рубина, воды и многих других, по собственному выбору).
Существенно, что однажды выявленный и смоделированный на РС характеристический (диэлектрический) спектр вещества остаётся таковым навсегда с вечной достоверностью данных (требующих, при необходимости, лишь их уточнения).
А как выглядит (хотя-бы качественно) характеристические спектры полупроводников (тем более, в области фундаментального поглощения, где измерения затруднены) знают не все «доценты с кандидатами», не говоря уже о широкой аудитории.