2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение29.08.2013, 18:58 


10/02/11
6786
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=100028

Строго говоря, ничего нового , но написано интересно



Цитата:
Сегодня в России возникла ситуация, при которой русская религиозная идея получает все большее место в политической жизни нашей страны.

Дело "пусси-райот", которое в любой европейской стране могло бы пройти незаметно, приобрело в России невообразимые для современного европейца масштабы, которые можно сравнить лишь с реакцией мусульманских стран на попытки "иноверцев" нарушить неприкосновенность Корана или Пророка. Реакция государства и верующих на произошедшее в ХХС обнажила скрытое, но подспудно нарастающее противостояние, затронуло центральный болевой нерв русского общества. Обнажился конфликт между очень яростным, воинственным утверждением, что "Бог есть", и не менее воинственным, что "Бога нет". Эти две крайности в России всегда находились и до сих пор находятся в раскаленном противоборстве. В современном мире такой накал можно наблюдать исключительно в мусульманском обществе. Ничего похожего мы не увидим в других христианских странах, даже в православных - Греции или Болгарии.

Эта иррациональная реакция русского общества на богохульство девушек-панков навела меня на мысль, что наша цивилизация в какой-то степени ближе к исламской, чем к христианской. И тогда я задумался о том, что знает русский человек о Боге.

Вспомните огромные очереди в Храм Христа Спасителя - к поясу Богородицы. Вспомните отдельный вход для ВИП-персон, к которому подъезжали лимузины, и по-европейски одетые чиновники, в недавнем прошлом активные коммунисты, с сосредоточенным видом ныряли под священную реликвию, в обход общей очереди... Лично я вижу в этом что-то очень древнее, - скорее всего, язычество, которое сохранилось в русском православии и до сих пор не изжито.

В чем это выражается?

После принятия христианства вместо языческих талисманов и амулетов стали изготавливаться по византийским образцам иконки, крестики, которые оберегали бы от бедствий и болезней. Для русского православного любой связанный с верой предмет, артефакт - крестик, ладанка, поясок - являются священными, являются как бы материализацией бога. Это идет от язычества, потому что бог язычника ВНЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ, он могущественный сосед - на небе или в воде или в лесу. Древнему, архаическому человеку было трудно представить себе божество без его материального воплощения, тотема.

Это воплощение может быть из мрамора, из дерева или глины, но, главное, его можно пощупать, повесить на шею или даже высечь! Лев Толстой в размышлениях о русской религиозности отмечал, что языческая вера в одухотворенность предмета перешла в русское православие и не была искоренена.

Почему язычество так и не было изжито в России? Наверное, потому, что русское религиозное сознание исторически было лишено процесса умственного постижения Бога - интеллектуализации религиозного сознания, - через которое проходили другие христианские конфессии. Именно поэтому осмысление своего отношения к вере и к Христу, поиски Бога в своей душе, и привели Льва Толстого к очень радикальным выводам. В письме Синоду он так и писал: "Если бы Он (Христос) пришел теперь и увидал то, что делается его именем в церкви, то он…наверно повыкидал бы все эти ужасные... кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и все то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей бога и его учение...". (Л.Н.Толстой "Ответ Синоду", 1901г.)

Феномен тысячных очередей к поясу Богородицы, характерный для сегодняшней России, бесконечно далек от современности, я бы сказал, отделен веками. И если такое паломничество еще можно себе представить в крестьянской южной Италии, то в Северной Европе это просто немыслимо. Чем объяснить такую разницу?

Дело в том, что со времени появления христианства в Европе никогда не прекращались богословские споры. Свободная мысль тысячелетиями не боялась подвергать сомнению любые тезисы и обряды христианства. Русская же религиозная культура исключала это право и строилась только на вере - в России религиозная мысль не существовала до середины XIX века. Русский человек вместо права размышлять о Боге имел обязанность истово верить.


Цитата:

Разделение христианства на две ветви началось где-то в IV-V веке. Оно возникло вполне естественно, ибо две великих античных цивилизации - греческая и латинская - при всех кардинальных различиях продолжали сосуществовать. Эти две великие культуры и обусловили возникновение двух религиозных и политических центров: восточного - Византии и западного - Рима. Но метод мышления в обеих цивилизациях оставался европейским. В этом легко убедиться, если посмотреть на труды святоотеческих философов. Святые Отцы как Восточной так и Западной церквей были исключительно образованны, они говорили на трех языках - по-гречески, по-иудейски и на латыни. То есть они оперировали общими инструментами логики и софистики. Искусство красноречия и полемики было средством нахождения истины и причиной развития европейского богословия, в том числе, и византийского. Богословы состязались в красноречии и логике даже на византийских базарах!

Но, к сожалению, прав был философ Чаадаев - "пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей" не коснулась Руси: "Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное…".( П.Я.Чаадаев "Философические письма", 1836г.). Когда викинги пришли на Русь в VIII-IX веке, восточноевропейская равнина была заселена разрозненным дикими, варварскими племенами славян и финнов. Племена находились на чрезвычайно низком цивилизационном уровне с глубоко укоренившимся язычеством и общинно-родовым строем. Славяне не имели представления о рынке и торговле. У них не было своей письменности, уже не говоря о науке философии. Викинги колонизировали эти вполне варварские территории и жили в них христианскими общинами в замкнутых анклавах, не смешиваясь с туземцами. Порабощенных язычников назвали "смердами".

В 863 году Кирилл и Мефодий перевели Евангелие на церковно-славянский язык. Сначала они принесли свой труд в Болгарию, а потом на Русь. Работа Кирилла и Мефодия привела к невероятной демократизации самого христианского учения. И это замечательно. Но, с другой стороны, будучи переложенным на древнеславянский, оно прервало связь самого учения с его философским обоснованием, с культурными корнями античной европейской цивилизации. Мы получили православие как руководство к беспрекословному следованию без возможности его логического анализа, так как лишенные греческого и латинского языков, мы не имели возможности познать античную философию или софистику. Наше девственное языческое сознание так и не узнало, что такое культура дискуссии. Как следствие, любую попытку критического осмысления религии мы стали воспринимать с языческим трепетом, - как смертный грех.

Поэтому, если в западной Европе развитие университетов начиналось в монастырях и религиозных центрах, на Руси монастыри стали охранными форпостами единственной и непогрешимой истины. Неудивительно, что в России университет как независимый институт возник на шесть столетий позже, ибо университет - это диспут. Неудивительно также, что он немедленно стал рассадником крамолы и свободы и впоследствии существовал под неусыпным оком царской Охранки и под постоянной угрозой закрытия.
Можно сказать, что в течение почти девятисот лет критическое осмысление христианской веры не имело в России права на существование и беспощадно каралось.

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение29.08.2013, 19:50 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
Цитата:
Можно сказать, что в течение почти девятисот лет критическое осмысление христианской веры не имело в России права на существование и беспощадно каралось.

Зато потом были кафедры научного атеизма... А что толку? Двадцать лет — и от завоеваний критического мышления ничего не осталось.

Кстати, забавная новость: Крупнейшее исследование подтвердило обратную связь интеллекта с религиозностью.

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение29.08.2013, 20:48 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
Я вот не разбираюсь, но скажу.

Раз уж автор выписал нечто статистикообразное, то тоже напишу контрстатистику:
http://elementy.ru/news/431472 Высокая религиозность населения и низкий уровень общественного благополучия — следствия социального неравенства (А. Марков)
http://elementy.ru/news/431139 Религиозность населения не способствует процветанию общества (А. Марков)
Этим статьям я доверяю больше.
Кроме того, автор там употребляет термин "страна с такой-то религией", что, очевидно, бессмысленно. Автор не выписал дисперсию, выборку и т.п.

Ну и когда автор пишет о современной Эстонии и Греции, то лично мне опять же смешно.

И вообще, следует подвергнуть сомнению. С чего автор взял, что дело пусси-риот кого-то там взволновало? По моим наблюдениям, 95% населения было пофиг.

(Оффтоп)

Хочется добавить контрпропаганду про СССР, но не буду


Цитата:
Вспомните огромные очереди в Храм Христа Спасителя - к поясу Богородицы. Вспомните отдельный вход для ВИП-персон, к которому подъезжали лимузины, и по-европейски одетые чиновники, в недавнем прошлом активные коммунисты, с сосредоточенным видом ныряли под священную реликвию, в обход общей очереди... Лично я вижу в этом что-то очень древнее, - скорее всего, язычество, которое сохранилось в русском православии и до сих пор не изжито.
Очереди огромные, но какова их доля во всем объеме населения?

Цитата:
Для русского православного любой связанный с верой предмет, артефакт - крестик, ладанка, поясок - являются священными, являются как бы материализацией бога. Это идет от язычества, потому что бог язычника ВНЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ, он могущественный сосед - на небе или в воде или в лесу. Древнему, архаическому человеку было трудно представить себе божество без его материального воплощения, тотема.

Это воплощение может быть из мрамора, из дерева или глины, но, главное, его можно пощупать, повесить на шею или даже высечь! Лев Толстой в размышлениях о русской религиозности отмечал, что языческая вера в одухотворенность предмета перешла в русское православие и не была искоренена.
Ни разу ничего подобного не видел.

Цитата:
Дело в том, что со времени появления христианства в Европе никогда не прекращались богословские споры. Свободная мысль тысячелетиями не боялась подвергать сомнению любые тезисы и обряды христианства. Русская же религиозная культура исключала это право и строилась только на вере - в России религиозная мысль не существовала до середины XIX века. Русский человек вместо права размышлять о Боге имел обязанность истово верить.
Тупо вранье. Везде все одинаково. Попробуйте доказать или опровергнуть.

И вообще, как-то непонятно - зачем это? ИМХО, какая-то фигня

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение30.08.2013, 03:44 
Аватара пользователя


25/02/10
687
Мне кажется, объяснение слишком сложно для того, чтобы быть правдоподобным. По-моему дело просто в культуре - неприятно и стыдно признавать, но в плане простой общечеловеческой культуры Россия далеко позади Европы и Северной Америки. А культура влияет на всё на свете, включая отношения человека к религии. Кстати, не знаю, насколько это верно для Европы, но недавно обнаружил, что в Штатах слово "менталитет" медленно но верно переходит в класс уничижительных (derogatory). И мне это представляется правильным - утверждая, что у человека имеется некий менталитет, мы неявно называем его ограниченным...

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение30.08.2013, 04:10 
Заслуженный участник


16/02/13
4214
Владивосток
Такое чувство, что главная черта русского менталитета — крыть матом всё русское. Отсюда весь этот бред про варваров, которым просвещённые викинги принесли культур-мультур, про феномен всяких там поясов богородиц, про Россию, плетущуюся далеко позади Европы и Америки...
Может, стоит вспомнить про торговлю индульгенциями? Про костры инквизиции (таки да, было и у нас, таки да, и у них многое преувеличено — но всё ж в этих вопросах Россия действительно далеко позади просвещённой Европы)? Про таки пресловутое рабство и туалеты "для мужчин", "для женщин" и "для цветных"? Вообще, тщательное изучение истории России и Европы с Америкой может причинить немало интересных открытий любителям расписывать отсталую варварскую Россию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение30.08.2013, 23:46 


13/01/12
317
Петербург
iifat в сообщении #758879 писал(а):
крыть матом всё русское. Отсюда весь этот бред про варваров
Зачем же всё крыть? Но уж варварство и дикость крыть точно нужно. Кончаловский только делает это слишком тонко, не поймут.

Конечно, это очень утешительно, ковыряться в чужих грехах и сортирах для белых, но надо помнить и про свой родной Летний сад, куда, как известно, "вход солдатам, матросам и собакам..."

Про чужие грехи: недавно в городской черте Нью Йорка обнаружили старинное захоронение рабов, погибших после выгрузки (вероятно в XVIII веке). Сделали мемориал. И цена на землю не остановила.

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение01.09.2013, 12:15 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/03/10

4558
Sonic86 в сообщении #758801 писал(а):
Раз уж автор выписал нечто статистикообразное, то тоже напишу контрстатистику
Почему контр?

Sonic86 в сообщении #758801 писал(а):
Очереди огромные, но какова их доля во всем объеме населения?
Доля такая, что бюджет соответствующей трехбуквенной конторы - может конкурировать с сырьевыми гигантами...

А дело пусей (в контрасте, к примеру, с приговором попу, задавившему двух человек) - однозначно показывает кто в чести у власти.

Просто не нужно в этом "увлечении" народа видеть какие-то судорожные колебания между "Бог есть" и "Бога нет". Это результат грамотной религиозной пропаганды, полностью поддержанной и финансируемой государством с начала 90-х. Причем, когда подавляющую часть населения страны поставили в совершенно нечеловеческие условия существования.

Увлечение, как мне кажется, сейчас идет на спад. Ну нельзя же, в самом деле, людей на иномарках давить и думать что этого вообще никто не заметит! Вот только последствия этого увлечения, боюсь, будут сильно долгоиграющими - ибо профита в виде имущества, денег и соответствующего влияния у РПЦ пока никто не отобрал.
Sonic86 в сообщении #758801 писал(а):
Цитата:
Дело в том, что со времени появления христианства в Европе никогда не прекращались богословские споры. Свободная мысль тысячелетиями не боялась подвергать сомнению любые тезисы и обряды христианства. Русская же религиозная культура исключала это право и строилась только на вере - в России религиозная мысль не существовала до середины XIX века. Русский человек вместо права размышлять о Боге имел обязанность истово верить.
Тупо вранье. Везде все одинаково. Попробуйте доказать или опровергнуть.
Хвилозов просто не знает истории религии вовсе. Споры не прекращались и на "православном востоке". Одна история иконоборчества - вполне может поспорить по масштабам жертв с нацизмом.

Ну а в качестве примера характерных для Европы "богословских споров" - можно привести Варфоломеевскую ночь...

Цитата:
И она случилась: в 1918 году царя - "единственного европейца" (по выражению Пушкина,) расстреляли в Ипатьевском доме, а следом и остальных представителей европейской России стали гонять по улицам, высылать подальше на "философских пароходах" и просто расстреливать.
Мдя. Сильно сомневаюсь, что Пушкин в XIX веке писал про "нашего дурачка Нику" как единственного европейца... И с чего вдруг болтуны на хвилософском пароходе - являются именно представителями "европейской России", а не, наоборот, большевики. Уже сама революция и последующие действия большевиков - куда более похожи на реформы Петра I.

Цитата:
Иначе чем можно объяснить, что большинство христианского населения огромной страны так охотно поддалось атеистической, марксистской пропаганде и начало само глумиться над религиозными храмами и святынями, уничтожать духовенство
Масштабы присловутых глумлений и уж тем паче уничтожений - "сильно преувеличены" (ц). А что касается "охотно поддалось", так ведь на уровне крестьян России начала XX века - "атеистическая пропаганда" была достаточна самая примитивная, основанная на разоблачении открытого и наглого вранья. Напр., вскрытие "святых мощей". Это было действительно эффективным, например вот:
Цитата:
Сидя в поезде, вспоминал Владимирский кремль с высокой зубчатой стеной, богатый старинный собор, гробницы святых, рассказы о чудесах, о святой жизни погребенных, о нетленности их тел, которые захоронены много десятков лет или века назад и до настоящего времени якобы сохранили облик умерших. ... На столах лежало в лучшем случае подобие скелетов, в которых не хватало ряда главных костей, а на других столах просто находились кучки костей. Посетителям сообщалось, что при вскрытии гробниц кроме специально назначенной комиссии от рабочих, крестьян и интеллигенции присутствовало множество народа.
На лицах окружающих я видел удивление и смущение или злобу, слышал, как многие говорили: «Долго же нас попы дурачили!»


Sonic86 в сообщении #758801 писал(а):
ИМХО, какая-то фигня
"Художник", что с него взять. "Я щитаю" - и все тут. Как говорится, "не мешки ворочать"...

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение01.09.2013, 15:01 


10/02/11
6786
на редкость здравый комментарий,
myhand +1
однако,
myhand в сообщении #759485 писал(а):
Хвилозов просто не знает истории религии вовсе. Споры не прекращались и на "православном востоке". Одна история иконоборчества

истоия иконоборчества имела место вообще до разделения церквей, так, что к противопоставлению запад\восток и, в частности , к тексту Кончаловского это отношения не имеет.

myhand в сообщении #759485 писал(а):
вполне может поспорить по масштабам жертв с нацизмом.

откуда Вы это взяли

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение01.09.2013, 16:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
myhand в сообщении #759485 писал(а):
Хвилозов просто не знает истории религии вовсе. Споры не прекращались и на "православном востоке". Одна история иконоборчества - вполне может поспорить по масштабам жертв с нацизмом.

Вот и отличие в спорах там и тут: у нас споры фсегда закачиваются мордобитием :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение01.09.2013, 17:10 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/03/10

4558
Oleg Zubelevich в сообщении #759533 писал(а):
myhand в сообщении #759485 писал(а):
Хвилозов просто не знает истории религии вовсе. Споры не прекращались и на "православном востоке". Одна история иконоборчества
истоия иконоборчества имела место вообще до разделения церквей, так, что к противопоставлению запад\восток и
"Географически" - это таки восток. Хотя, фактически, происходило до разделения церквей де-юре. Де-факто, они, конечно, давным давно уже поцапались к тому времени...
Oleg Zubelevich в сообщении #759533 писал(а):
к тексту Кончаловского это отношения не имеет.
Так что таки - имеет.

Конечно, можно предложить и более поздние примеры аналогичных "споров". Здесь у "Востока" просто другое отличие - наличествовали те или иные турки, половцы, монголы и проч. сброд конкретно нехристианских убеждений. Так что почти всегда было кого "вразумлять", помимо междусобойчика. И, в свою очередь, вразумляемые тоже не отказывались вернуть вразумление сторицею. Ежели не нравится - не считайте подобные споры "богословскими". А по сути...

Oleg Zubelevich в сообщении #759533 писал(а):
myhand в сообщении #759485 писал(а):
вполне может поспорить по масштабам жертв с нацизмом.
откуда Вы это взяли
Почитайте, посмотрите источники, посчитайте. Только расправа с павликианами - это порядка 100 тыс. человек. Напомню, Холокост - это 6 млн. К концу первого тысячелетия нашей эры - численность населения оценивается в 400 млн. К середине XX века ~ 3 млрд.

nikvic в сообщении #759551 писал(а):
Вот и отличие в спорах там и тут: у нас споры фсегда закачиваются мордобитием
Чем вам Варфоломеевская ночь - не мордобитие? А это только эпизодик эпохи Реформации.

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение01.09.2013, 17:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
myhand в сообщении #759565 писал(а):
nikvic в сообщении #759551 писал(а):
Вот и отличие в спорах там и тут: у нас споры фсегда закачиваются мордобитием
Чем вам Варфоломеевская ночь - не мордобитие? А это только эпизодик эпохи Реформации.

Отличие - в кванторе фсегда. На Западе - частенько :|

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение01.09.2013, 18:06 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/03/10

4558
nikvic, это только ваше дело, ежели вы кванторы лепите на основе собственных фантазий. В реальности - не было никакой "хорошей" религии. Нигде и никогда. "Мордобитие" - неприменная часть антуража любых теологических споров.

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение01.09.2013, 18:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
myhand в сообщении #759587 писал(а):
nikvic, это только ваше дело, ежели вы кванторы лепите на основе собственных фантазий. В реальности - не было никакой "хорошей" религии. Нигде и никогда. "Мордобитие" - неприменная часть антуража любых теологических споров.


Вопрос о "хороших" религиях здесь малоинтересен. Однако уровень мордобития в разных христовых сектах сильно отличается - как и подготовленность оппонентов в теоретических вопросах :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение01.09.2013, 19:01 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/03/10

4558
nikvic в сообщении #759595 писал(а):
Однако уровень мордобития в разных христовых сектах сильно отличается
Не настолько, как кажется г-ну Кончаловскому (или вот вам). Кто больше народу побил - православные попы или католические - дело темное. Как не побольше на Западе...

В общем, культура западных "богословских споров" ничем особо не выделяется. Пытошный инструментарий, может быть, был иной...

 Профиль  
                  
 
 Re: Статья А Кончаловского о русском менталитете
Сообщение01.09.2013, 19:36 


10/02/11
6786
myhand в сообщении #759613 писал(а):
Не настолько, как кажется г-ну Кончаловскому (или вот вам). Кто больше народу побил - православные попы или католические - дело темное. Как не побольше на Западе...

В общем, культура западных "богословских споров" ничем особо не выделяется. Пытошный инструментарий, может быть, был иной...

а не надо сводить все дело к тому кто сколько побил. Кончаловский прав в том, что там философия развивалась, здесь нет. Там около 10 веков было культуры: Фома Аквинский ,Ансельм, Августин, и т.д. и т.д. В Росии рядом поставить некого. Таже роеформация: Лютер. Толстой всю содержательную часть своей критики ПЦ у него списал.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 86 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group