А никто и не говорил что из этих вариантов надо выбирать. Варианты либо цепляются за уже имеющиеся у нас интересы и меняют их, либо нет..
По-моему я разобрался, в чём причина наших разногласий.
Мы по-разному определяем "интерес". Вы (как мне пришлось догадываться) придерживаетесь определения данного в ФЭС: "реальная причина социальных действий, стоящая за непосредственными побуждениями ˗ мотивами, помыслами, идеями и т.д., участвующих в этих действиях индивидов, соц. групп, классов".
Однако, классифицируя по степени осознанности на действующие стихийно и действующие на основе разработанной программы, получается "вилка". То есть по отношению к действиям интересы могут возникать инстинктивно или быть результатом плана.
А я рассматриваю "интерес" как побудительную причину стихийно возникающего "желания", которое может впоследствии стать мотивацией к изменению модели и характера поведения. А может и не стать.
Свою позицию я обосновываю так: всякое действие имеет результат (причина и следствие), независимо от того, что оно замечается, осознаётся или планируется (цель), или наоборот, не вызывает интереса, не осознаётся или просто бесцельно. Например, наше дыхание имеет результатом окислительный процесс внутри организма, но при этом наше внимание устало его замечать, сознанию на него наплевать, и обычно оно не вызывает никакого интереса. Однако, стоит нам заболеть и тут же изменение дыхания (кашель, чихание) заставляет нас проявить к нему интерес и как следствие возникает мотив к лечению.
Цитата:
Приписывать действиям цель — очень удобный подход, но, если нас интересуют фундаментальные вопросы, а не прикладные, такое описание мотивации явно недостаточно.
С этим мы разобрались - это самообман. Вообще приписывание, придумывание - это логическая ошибка. Действия могут иметь мотив, а могут и не иметь; могут быть связаны с интересами, а могут протекать вообще без нашего на то согласия.
Цитата:
Эволюция — это три механизма, которые могут также работать как сами по себе, так и будучи объединены попарно.
Поскольку это единственная известная нам схема, способная производить что-то существенно сложнее себя, не удивительно, что возможности ее использования в различных областях рассматриваются в приоритетном порядке.
Почему единственная? Я выше привёл другие версии. Вы просто пользуетесь наиболее модной в наше время. А я не считаю, что любое изменение передаётся по наследству или, с другой стороны, является прогрессивным. Не всё происходящее можно подвести под знаменатель "развития".
Цитата:
Просто имеет место факт: мышление почти неспособно заменить опыт, а вот обратная ситуация вполне возможна.
Развитие поведения и развитие мышления не идут нога в ногу. Это два процесса не связаны жёстко, поэтому существуют дебильные "качки" и худосочные интеллигенты. Это по Марксу: "сознание - свойство высокоорганизованной материи" ( то есть, головного мозга). Но это ему надо было, чтобы торжествовал монизм в идеологии (как монотеизм в религии) - вот Вам пример доминирования интереса над реальностью.
Цитата:
А значит, если мы на каком-то этапе зайдем в тупик, надо будет попробовать сменить подход, а не просто пытаться копать дальше, ища универсальную цель жизни (метод просто но, к сожалению, не очевиден).
Если Вы (неужели начали читать "Санкхью"?) намекаете на моё предисловие, то я имел в виду "причину", а не "цель". Жизнь может быть целеустремлённой, а может и не быть (это уж нам решать).
Примерно так.