К своему обещанию. Два пункта из статьи под названием "Технология творчества":
Цитата:
4.Структура творческого акта. Итак, получается, что нужно сначала сформулировать задачу? Иногда говорят, что формулировка - это половина решения, правильно? Нет, неправильно, на самом деле гораздо меньше. Формулировке предшествуют как минимум две гораздо более тонкие стадии. Сначала надо почувствовать, что в некоторой области есть задача. Точнее, надо почувствовать, что рядом есть задача, подлежащая структурированию и хотя бы формализации. Затем надо локализовать задачу, т.е., понять в каком пространстве она вообще существует, в какой именно области этого пространства и, возможно, в каких ограничениях. Только потом наступает стадия структурирования (формулировки) и затем решения. Т.е., структура творческого акта такова: ощущение -> локализация -> формализация -> решение. Таким образом, на вопрос "куда погружаться?" мы не можем ответить "в задачу", ее еще нет! Правильный ответ такой: в ту область, где вы почувствовали задачу. Проанализировав творческий акт, мы получили интересный результат: задача делокализована - "размазана". Чтобы ее решить и даже чтобы сформулировать мы должны погружаться в более широкую область (впрочем делокализация задачи ясна и из возможности процесса ее декомпозиции). Второе следствие: раз задача определяется такими тонкими вещами как ощущение, то сразу ясна огромная роль интуиции в этом процессе. Для того, чтобы успешно управлять (да и просто успешно работать) надо прежде всего развивать интуицию!
.....
49.Физик vs лирика: ось №2 (27.01.2009). Вернемся к структуре творческого акта (п.№4). Напомню, что он состоит из 4-х стадий: ощущение->локализация->формализация->решение. Почему очень часто не замечают первых двух стадий? И второй вопрос: почему часто не замечают тождественности технического и гуманитарного творчества? Дело в том, что гуманитарии тяготеют к первым двум стадиям, а технари - к последним. Действительно, художнику важнее (по крайней мере на первый взгляд) почувствовать и описать некоторое пространство (особенно ярко это видно в жанре фэнтези), а представителю естественных наук - формализовать и решить уже поставленную задачу. В силу того, что первые стадии более тонки и произвольны иногда даже сам термин "творчество" относят только к гуманитариям. Но на самом деле и тех и других сильно обогащает полная картина: если им удается подняться над особенностями именно своего типа творчества. В художественном творчестве этот фактор описан в выражении "инженер человеческих душ", в техническом он хорошо виден на примере создания достаточно сложных структур типа квантовой механики. В полной мере творческим является именно интегральный акт, независимо от вида человеческой деятельности. (На этом я "скромно" хочу закончить полувековой спор физиков и лириков!)
Полный текст статьи, кому интересно, лежит здесь:
http://www.proza.ru/2013/06/03/442-----
А Munin - неплохой парнишка, верно? Я начинаю ему симпатизировать
Вы не путайте, пожалуйста, "неплохих парнишек" с монстрами
. Хотя, в данном случае, согласен.