2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение14.04.2013, 22:43 


23/12/07
1763
arseniiv в сообщении #710226 писал(а):
А слуховому анализатору как определить рациональность?

Да какой-нибудь параметрический настраиваемый первой звучащей гармоникой для последующей "резонасный контур".

arseniiv в сообщении #710226 писал(а):
К тому же, очень близкие к гармоникам частоты тоже присутствуют в спектре — и гармоники можно даже немного сдвигать без ущерба для качественных ощущений.

Думаю, в опыте легко можно воспроизвести чистые гармоники с инфразвуковыми обертонами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение14.04.2013, 23:13 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
_hum_ в сообщении #710267 писал(а):
Да какой-нибудь параметрический настраиваемый первой звучащей гармоникой для последующей "резонасный контур".
Я про тот, который в человеке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 00:30 


23/12/07
1763
arseniiv в сообщении #710287 писал(а):
_hum_ в сообщении #710267 писал(а):
Да какой-нибудь параметрический настраиваемый первой звучащей гармоникой для последующей "резонасный контур".
Я про тот, который в человеке.

А какие принципиальные проблемы? Организм - штука удивительная, и делает много того, до чего еще инженерам только предстоит додуматься. То, что ухо делает вейвлет-преобразование, вас же не удивляет, почему тогда должно удивлять наличие какого-нибудь механизма, выполняющего нужную функцию детектирования соизмеримости частот?

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 15:27 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
_hum_ в сообщении #710310 писал(а):
То, что ухо делает вейвлет-преобразование, вас же не удивляет
Удивляет. :-)

Да, если бы было понятно, что там на выходе из уха в слуховом нерве, может, не удивляло бы возможное наличие такой структуры. Всё-таки, ведь надо проверить соизмеримость всех пар частот, которые могут восприниматься… Мне кажется, или там кошмарное количество уровней?

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 16:29 


23/12/07
1763
arseniiv, но речь же не о проверке соизмеримости одновременно звучащих тонов, а о соотношении тонов, последовательно идущих друг за другом во времени. А здесь вроде бы все проще - например, первый тон настраивает параметрические фильтры для соизмеримых с ним тонов, последующий проходит через них или нет и одновременно перестраивает их под соизмеримые с собой и т.д.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 18:32 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
А почему бы и не одновременно звучащих? (Меня интересовало как раз это.) Эффекты от последовательного звучания можно притянуть за уши к эффектам от одновременного, т. к. есть слуховая память.

_hum_ в сообщении #710554 писал(а):
А здесь вроде бы все проще - например, первый тон настраивает параметрические фильтры для соизмеримых с ним тонов, последующий проходит через них или нет и одновременно перестраивает их под соизмеримые с собой и т.д.
А если там сложная композиция из 21 тона? Разве в голове поместится столько же контуров, сколько может приходить одновременно высот звука? :roll:

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 19:09 


23/12/07
1763
arseniiv, первичное музыкальное восприятие (мелодия), насколько мне известно, зависит именно от последовательности тонов во времени, а не от одновременности. То есть, то, что мы воcпринимаем как одну и ту же мелодию, вне зависимости от форм ее "наигрывания", однозначно определяется последовательностью соотношений частот тонов во времени. Например, последовательное проигрывание ля-ми-ля(малой октавы) (ака 440-330-220Гц) будет восприниматься "той же мелодией", что и проигрывание ми-си(малой октавы)-ми(малой октавы) (ака 330-247-165Гц).

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 19:42 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Транспонирование-то тут причём? Это уже следствие тех эффектов, что восприятие отношения высот звука зависит на средних частотах только от отношениях их частот. Это следствие ничего не объясняет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 21:06 


23/12/07
1763
arseniiv, такое ощущение, что мы вообще о разных вещах говорим. Я рассматривал вопрос о самой сути музыкальности, начав с замечания к комментарию
мат-ламер в сообщении #703832 писал(а):
Здесь надо учесть, что в музыкальном сигнале [...] отношение частот нот в музыкальной гамме есть число иррациональное.

что отношение на самом деле рациональное, и продолжив его рассмотрение после вашего:
arseniiv в сообщении #710226 писал(а):
А слуховому анализатору как определить рациональность?


Про аккорды, гармонию и проч., которые уже зависят от одновременности звучания, я речи не вел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 21:38 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
_hum_ в сообщении #710747 писал(а):
arseniiv, такое ощущение, что мы вообще о разных вещах говорим.
Именно. :-) У меня аналогичное.

_hum_ в сообщении #710747 писал(а):
Про аккорды, гармонию и проч., которые уже зависят от одновременности звучания, я речи не вел.
Ясно. Я-то как раз об одновременном.

Интересно, даже если иметь объяснение мелодических эффектов (которые во времени), как бы оно помогло в объяснении гармонических?

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение17.04.2013, 02:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


12/06/09
951
Yuriy1b1b2b3b5 в сообщении #703641 писал(а):
Здраствуйте, форумчане. Я не биолог, скорее музыкант. Интересует механизм восприятия и анализа звуковых колебаний человеком. Вопрос вот в чём: почему некоторые музыкальные интервалы (гармонии) воспринимаются человеком консонансно (приятно, гармонично, устойчиво), а некоторые диссонансно (резко. напряжённо, неустойчиво). Зараннее спасибо за ответ.


Дело, вроде бы, в том, что, как показывают эксперименты с чистыми гармоническими колебаниями, диссонанс возникает, когда частота двух синусоид становится очень близкой. При приближении частот диссонанс резко нарастает, а потом резко спадает, так что совсем близкие синусоиды уже не различаются.
Аккорд становится диссонансным или консонансным в зависимости от того, как по частотам расположены в нём обертоны отдельных осцилляторов. При этом для аккордов на струнных, духовых и прочих инструментах с пропорциональным по частоте гармониками (одномерные почти линейные колебательные системы, включая даже голос) выполняются известные правила диссонанса и консонанса для определённых интервалов между нотами. Отсюда и целые отношения для основных частот. Для барабана, допустим, или для колокола такие правила уже не выполняются.

Почему близкие частоты вызывают неприятное чувство? Может быть, это как-то связано с биениями, а может быть и нет. Либо это связано с перегрузом механизма локального усиления и латерального ингибирования рецепторов в улитке. Точного ответа я не знаю.

От себя лично советую обратить внимание на вот эту книгу:
Music: a Mathematical Offering

Диссонанс и консонанс там разбирается в четвёртой главе. Правда, написано лишь немногим более, чем написал я.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: photon, Deggial, korona, Ende, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: strannik24


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group