Здраствуйте, форумчане. Я не биолог, скорее музыкант. Интересует механизм восприятия и анализа звуковых колебаний человеком. Вопрос вот в чём: почему некоторые музыкальные интервалы (гармонии) воспринимаются человеком консонансно (приятно, гармонично, устойчиво), а некоторые диссонансно (резко. напряжённо, неустойчиво). Зараннее спасибо за ответ.
Дело, вроде бы, в том, что, как показывают эксперименты с чистыми гармоническими колебаниями, диссонанс возникает, когда частота двух синусоид становится очень близкой. При приближении частот диссонанс резко нарастает, а потом резко спадает, так что совсем близкие синусоиды уже не различаются.
Аккорд становится диссонансным или консонансным в зависимости от того, как по частотам расположены в нём обертоны отдельных осцилляторов. При этом для аккордов на струнных, духовых и прочих инструментах с пропорциональным по частоте гармониками (одномерные почти линейные колебательные системы, включая даже голос) выполняются известные правила диссонанса и консонанса для определённых интервалов между нотами. Отсюда и целые отношения для основных частот. Для барабана, допустим, или для колокола такие правила уже не выполняются.
Почему близкие частоты вызывают неприятное чувство? Может быть, это как-то связано с биениями, а может быть и нет. Либо это связано с перегрузом механизма локального усиления и латерального ингибирования рецепторов в улитке. Точного ответа я не знаю.
От себя лично советую обратить внимание на вот эту книгу:
Music: a Mathematical OfferingДиссонанс и консонанс там разбирается в четвёртой главе. Правда, написано лишь немногим более, чем написал я.