2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение14.04.2013, 22:43 


23/12/07
1763
arseniiv в сообщении #710226 писал(а):
А слуховому анализатору как определить рациональность?

Да какой-нибудь параметрический настраиваемый первой звучащей гармоникой для последующей "резонасный контур".

arseniiv в сообщении #710226 писал(а):
К тому же, очень близкие к гармоникам частоты тоже присутствуют в спектре — и гармоники можно даже немного сдвигать без ущерба для качественных ощущений.

Думаю, в опыте легко можно воспроизвести чистые гармоники с инфразвуковыми обертонами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение14.04.2013, 23:13 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
_hum_ в сообщении #710267 писал(а):
Да какой-нибудь параметрический настраиваемый первой звучащей гармоникой для последующей "резонасный контур".
Я про тот, который в человеке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 00:30 


23/12/07
1763
arseniiv в сообщении #710287 писал(а):
_hum_ в сообщении #710267 писал(а):
Да какой-нибудь параметрический настраиваемый первой звучащей гармоникой для последующей "резонасный контур".
Я про тот, который в человеке.

А какие принципиальные проблемы? Организм - штука удивительная, и делает много того, до чего еще инженерам только предстоит додуматься. То, что ухо делает вейвлет-преобразование, вас же не удивляет, почему тогда должно удивлять наличие какого-нибудь механизма, выполняющего нужную функцию детектирования соизмеримости частот?

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 15:27 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
_hum_ в сообщении #710310 писал(а):
То, что ухо делает вейвлет-преобразование, вас же не удивляет
Удивляет. :-)

Да, если бы было понятно, что там на выходе из уха в слуховом нерве, может, не удивляло бы возможное наличие такой структуры. Всё-таки, ведь надо проверить соизмеримость всех пар частот, которые могут восприниматься… Мне кажется, или там кошмарное количество уровней?

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 16:29 


23/12/07
1763
arseniiv, но речь же не о проверке соизмеримости одновременно звучащих тонов, а о соотношении тонов, последовательно идущих друг за другом во времени. А здесь вроде бы все проще - например, первый тон настраивает параметрические фильтры для соизмеримых с ним тонов, последующий проходит через них или нет и одновременно перестраивает их под соизмеримые с собой и т.д.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 18:32 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
А почему бы и не одновременно звучащих? (Меня интересовало как раз это.) Эффекты от последовательного звучания можно притянуть за уши к эффектам от одновременного, т. к. есть слуховая память.

_hum_ в сообщении #710554 писал(а):
А здесь вроде бы все проще - например, первый тон настраивает параметрические фильтры для соизмеримых с ним тонов, последующий проходит через них или нет и одновременно перестраивает их под соизмеримые с собой и т.д.
А если там сложная композиция из 21 тона? Разве в голове поместится столько же контуров, сколько может приходить одновременно высот звука? :roll:

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 19:09 


23/12/07
1763
arseniiv, первичное музыкальное восприятие (мелодия), насколько мне известно, зависит именно от последовательности тонов во времени, а не от одновременности. То есть, то, что мы воcпринимаем как одну и ту же мелодию, вне зависимости от форм ее "наигрывания", однозначно определяется последовательностью соотношений частот тонов во времени. Например, последовательное проигрывание ля-ми-ля(малой октавы) (ака 440-330-220Гц) будет восприниматься "той же мелодией", что и проигрывание ми-си(малой октавы)-ми(малой октавы) (ака 330-247-165Гц).

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 19:42 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Транспонирование-то тут причём? Это уже следствие тех эффектов, что восприятие отношения высот звука зависит на средних частотах только от отношениях их частот. Это следствие ничего не объясняет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 21:06 


23/12/07
1763
arseniiv, такое ощущение, что мы вообще о разных вещах говорим. Я рассматривал вопрос о самой сути музыкальности, начав с замечания к комментарию
мат-ламер в сообщении #703832 писал(а):
Здесь надо учесть, что в музыкальном сигнале [...] отношение частот нот в музыкальной гамме есть число иррациональное.

что отношение на самом деле рациональное, и продолжив его рассмотрение после вашего:
arseniiv в сообщении #710226 писал(а):
А слуховому анализатору как определить рациональность?


Про аккорды, гармонию и проч., которые уже зависят от одновременности звучания, я речи не вел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение15.04.2013, 21:38 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
_hum_ в сообщении #710747 писал(а):
arseniiv, такое ощущение, что мы вообще о разных вещах говорим.
Именно. :-) У меня аналогичное.

_hum_ в сообщении #710747 писал(а):
Про аккорды, гармонию и проч., которые уже зависят от одновременности звучания, я речи не вел.
Ясно. Я-то как раз об одновременном.

Интересно, даже если иметь объяснение мелодических эффектов (которые во времени), как бы оно помогло в объяснении гармонических?

 Профиль  
                  
 
 Re: Чувство консонанса и диссонанса
Сообщение17.04.2013, 02:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


12/06/09
951
Yuriy1b1b2b3b5 в сообщении #703641 писал(а):
Здраствуйте, форумчане. Я не биолог, скорее музыкант. Интересует механизм восприятия и анализа звуковых колебаний человеком. Вопрос вот в чём: почему некоторые музыкальные интервалы (гармонии) воспринимаются человеком консонансно (приятно, гармонично, устойчиво), а некоторые диссонансно (резко. напряжённо, неустойчиво). Зараннее спасибо за ответ.


Дело, вроде бы, в том, что, как показывают эксперименты с чистыми гармоническими колебаниями, диссонанс возникает, когда частота двух синусоид становится очень близкой. При приближении частот диссонанс резко нарастает, а потом резко спадает, так что совсем близкие синусоиды уже не различаются.
Аккорд становится диссонансным или консонансным в зависимости от того, как по частотам расположены в нём обертоны отдельных осцилляторов. При этом для аккордов на струнных, духовых и прочих инструментах с пропорциональным по частоте гармониками (одномерные почти линейные колебательные системы, включая даже голос) выполняются известные правила диссонанса и консонанса для определённых интервалов между нотами. Отсюда и целые отношения для основных частот. Для барабана, допустим, или для колокола такие правила уже не выполняются.

Почему близкие частоты вызывают неприятное чувство? Может быть, это как-то связано с биениями, а может быть и нет. Либо это связано с перегрузом механизма локального усиления и латерального ингибирования рецепторов в улитке. Точного ответа я не знаю.

От себя лично советую обратить внимание на вот эту книгу:
Music: a Mathematical Offering

Диссонанс и консонанс там разбирается в четвёртой главе. Правда, написано лишь немногим более, чем написал я.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: photon, Deggial, korona, Ende, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group