Если не искать объяснений в чисто психологических причинах (наподобие того, что прохождение без очереди не запоминается, как и долгое стояние в очереди, и за спиной многие; а вот простоять и заметить, что очередь опустела - обидно и запомнится надолго!), то можно подумать о том, что простейшая модель (пуассоновский поток и экспоненциальное обслуживание) не слишком реалистична, её достоинство исключительно в простоте.
Скажем, если считать, что клиенты набирают в корзинку по K предметов, а уж между отдельными помещениями предметов время экспоненциально, то поток уже будет несколько сложнее, эрланговский с параметрами
и K. При этом операции кассира стандартны, и можно считать, что обслуживание проходит за детерминированное время (не теряя общности - за единичное).
Формулы для этого есть, например, в книге Т.Саати "Теория массового обслуживания и её приложения" в п. 6.5, для вероятности, что очереди не будет и для средней длины очереди. Требуется найти корни выражения
, через которые выражаются эти величины.