2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 10  След.
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 14:27 


19/05/10

3940
Россия
Я вводил.
Уровеь физмат класса в целом достаточен, чтобы ввести векторное произведение в 11 классе
Вопрос в аккуратной технике и мотивации)
Мотивацией было алгоритмическое решение геометрии (понятно в основном стереометрии) на вступительных экзаменах
Техника введения тонкая - понятно, что в одиночку это нафиг не нужно
Определители прямые плоскости и три произведения векторов - примерно такой кусок надо ловко рассказать за пару занятий, а потом быстро решать модельные задачи

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 14:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
g______d в сообщении #698730 писал(а):
Хорошо. Что делать с понятием мгновенной скорости? Рассказывать детям производные в 7 классе?

Да!!! В производных нет ничего такого, чего нельзя рассказать в 7 классе, да даже в 5, до введения алгебраической нотации.

Обратите внимание, в каком классе даются понятия длины линии и площади фигуры. А ведь это понятия не менее сложные, чем производная. А проходят их в детском саду. Что, дети крутой склон от пологого не могут отличить?

И примерно тогда же абстрактные группы можно ввести. Представляете, насколько веселее будет потом рассказывать многочлены, упоминая походя, что это кольца?

g______d в сообщении #698730 писал(а):
Я имел в виду не это. В любом разумном курсе мат. анализа глава про производные и интеграла начинается с раздела "Задачи, приводящие к производной/интегралу". Поэтому перед тем, как начать их строго изучать, полезно ознакомиться и с исходными задачами, которые в основном физические.

Вы путаете причину со следствием. Конечно, мотивация - это дело огромное. Но много семестров мучиться с задачами, не имея для них нормального матаппарата - это извращение. Если синхронизировать математический и физический курсы, то затягивать по физике решение таких задач тоже не стоит, но всё-таки давать их следует чуть-чуть позже, чем понятие производной по математике. Физика может максимум подвести к этим задачам. После чего про них рассказывают на математике, и почти тут же - на физике.

Не говоря уже о том, что в 5-6 классах физические задачи на движение, время, расстояние, объём - даются в курсе математики. Отделятся они позже.

g______d в сообщении #698730 писал(а):
Например, если в школе была теория меры на $\mathbb{R}$ (что я как раз считаю разумным для физматшколы)

А это точно "не мэйнстрим"? Я думал, вы про более дальнюю экзотику.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 14:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
Oleg Zubelevich в сообщении #698747 писал(а):
Действительного числа они толком не знают, бесконечные ряды тоже не знают.


Кто как. Бывают физматшколы (видимо, это не очень хорошее название), где всё это полноценно рассказывают, и теорию меры тоже полноценно. Для таких мест как раз актуально преднамеренно обходить младшие курсы университета, чтобы на 1 курсе не полностью расслабляться.

-- 20.03.2013, 15:37 --

Munin в сообщении #698752 писал(а):
А это точно "не мэйнстрим"? Я думал, вы про более дальнюю экзотику.


Я не совсем удачно выразился, см. мой соседний комментарий. Нужно давать что-то, соответствующее уровню учеников, и что им в университете не расскажут сразу же.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 14:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Oleg Zubelevich в сообщении #698708 писал(а):
а можно ли ограничиться в школе той физикой, которая не требует "высшей математики"? от физики при таком подходе, что-нибудь останется?

А что такое, по-вашему, "Природоведение"?

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 14:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
Munin в сообщении #698752 писал(а):
Но много семестров мучиться с задачами, не имея для них нормального матаппарата - это извращение.


Некоторые всю жизнь мучаются. В частности, все, кто занимаются квантовой теорией поля.

Munin в сообщении #698752 писал(а):
Если синхронизировать математический и физический курсы, то затягивать по физике решение таких задач тоже не стоит, но всё-таки давать их следует чуть-чуть позже, чем понятие производной по математике. Физика может максимум подвести к этим задачам. После чего про них рассказывают на математике, и почти тут же - на физике.


Что Вы вкладываете в термин "понятие производной"?

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 14:44 


10/02/11
6786
g______d в сообщении #698754 писал(а):
Кто как. Бывают физматшколы (видимо, это не очень хорошее название), где всё это полноценно рассказывают, и теорию меры тоже полноценно.

полноценно это как? :shock: и каким образом после этого остается время на изучение того, что входит в стандартную программу. И всетаки хочется еще понять зачем это делать в школе.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 14:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Oleg Zubelevich в сообщении #698747 писал(а):
Действительного числа они толком не знают

Нажимать на кнопочки на калькуляторе - умеют, и понимать, что на нём не все цифры видны - зачастую тоже.

Oleg Zubelevich в сообщении #698747 писал(а):
Но зато когда это дите придет на физмат факультет оно будет уверено, что уже в курсе. И вылетит после первого семестра. Это как вариант.

За незнание теории меры с физмата не вылетают.

А если вы про то, что дитё с физматшколы намерено будет в вузе скучать и не учиться - то это следствие, а не причина. Вообще дети идут в хороший вуз именно с намерением учиться - и только придя в него, обнаруживают, что там сначала всех подтягивают до общей сравнительно низкой планки.

-- 20.03.2013 15:50:00 --

g______d в сообщении #698764 писал(а):
Некоторые всю жизнь мучаются. В частности, все, кто занимаются квантовой теорией поля.

Для них нашли нормальный матаппарат - алгебры Хопфа. В 90-х ещё. Но это оказалось настолько никому не нужно, что и малоизвестно до сих пор :-)

g______d в сообщении #698764 писал(а):
Что Вы вкладываете в термин "понятие производной"?

О. Нет, сначала вы. Вы первый внесли эту тему в дискурс :-)

-- 20.03.2013 15:50:46 --

Oleg Zubelevich в сообщении #698765 писал(а):
И всетаки хочется еще понять зачем это делать в школе.

Как минимум, чтобы нагружать мозги и поддерживать горящие глаза. Это очень немало.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 15:05 


10/02/11
6786
Munin в сообщении #698768 писал(а):
Нажимать на кнопочки на калькуляторе - умеют, и понимать, что на нём не все цифры видны - зачастую тоже.

g______d говорит именно о полноценном изучении, что меня и шокирует

Munin в сообщении #698768 писал(а):
Как минимум, чтобы нагружать мозги и поддерживать горящие глаза. Это очень немало.


это можно делать не залезая в программу 3 курса

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 15:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Oleg Zubelevich в сообщении #698779 писал(а):
это можно делать не залезая в программу 3 курса

Ну, это g______d предложил, не я.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 15:59 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #698685 писал(а):
Нужно решать такие уравнения, которые - то же самое, что решить сотню или тысячу.

Таких не бывает.

Munin в сообщении #698752 писал(а):
Обратите внимание, в каком классе даются понятия длины линии и площади фигуры. А ведь это понятия не менее сложные, чем производная.

А теперь обратите внимание, как они там даются. И сколько раз они ещё даются потом.

Munin в сообщении #698752 писал(а):
Если синхронизировать математический и физический курсы,

Это невозможно сделать полностью. Вы, видимо, никогда не занимались такой синхронизацией, потому и не знаете, во что это выливается. А мне приходилось.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 16:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
Munin в сообщении #698768 писал(а):
Для них нашли нормальный матаппарат - алгебры Хопфа. В 90-х ещё. Но это оказалось настолько никому не нужно, что и малоизвестно до сих пор :-)


Что-то это для меня новость. Мы одинаково понимаем слово "матаппарат"? Что там с перенормировками, расходимостями?

Munin в сообщении #698768 писал(а):
О. Нет, сначала вы. Вы первый внесли эту тему в дискурс :-)


В курсе математике понятие производной --- это математическое определение. В курсе физики понятие мгновенной скорости --- это средняя скорость на достаточно малом промежутке времени. Достаточно малом например в том смысле, что при уменьшении промежутка она не меняется заметно. Речь о том, что физическое понятие о производной в курсе математики в целом вредно и ничего не дает для математики.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 16:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
У меня в 11 классе был полноценный первый семестр матанализа, с действительными числами, пределами по Коши и по Гейне и мерой Лебега на плоскости. В университете особо скучно не было, первый семестр читал на матанализе что-нибудь другое.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 16:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #698847 писал(а):
Таких не бывает.

Бывает. Один первый замечательный предел чего стоит. Или формула корней квадратного уравнения - раз вывев, я её многие тысячи раз в жизни применяю. Формула для взятия интеграла по частям, теорема Гаусса... ad infinitum. Все эти достижения все физики постоянно поминают с благодарностью.

ewert в сообщении #698847 писал(а):
А теперь обратите внимание, как они там даются. И сколько раз они ещё даются потом.

Обратил. Как они там даются - этого вполне достаточно для физики. А сколько раз они ещё даются потом - ни один из этих раз для физики не нужен. (Точнее, один нужен. Ровно один. Где показано, как площадь через интеграл вычислять.)

ewert в сообщении #698847 писал(а):
Это невозможно сделать полностью.

Я знаю. Я говорю об идеальном конечном результате. И сколько раз вы это не повторяйте - я уже это упомянул, и не вижу смысла долбить, как вы, как дятел.

ewert в сообщении #698847 писал(а):
А мне приходилось.

Respect. Но это не значит, что надо всю тему посвятить оханию над вашими болячками.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 16:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


08/11/11
5940
Oleg Zubelevich в сообщении #698779 писал(а):
g______d говорит именно о полноценном изучении, что меня и шокирует


Я знаю несколько мест, где подобное проводилось. Успешность, впрочем, сильно зависит от года.

 Профиль  
                  
 
 Re: нужно ли давать векторное произведение в школе?
Сообщение20.03.2013, 16:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
g______d в сообщении #698851 писал(а):
Что-то это для меня новость. Мы одинаково понимаем слово "матаппарат"? Что там с перенормировками, расходимостями?

Именно алгебры Хопфа, как оказалось, корректно описывают перенормировки. Но как именно - я сам пока не разобрался. У меня мозги кипят ещё только на определении.

g______d в сообщении #698851 писал(а):
В курсе математике понятие производной --- это математическое определение. В курсе физики понятие мгновенной скорости --- это средняя скорость на достаточно малом промежутке времени. Достаточно малом например в том смысле, что при уменьшении промежутка она не меняется заметно. Речь о том, что физическое понятие о производной в курсе математики в целом вредно и ничего не дает для математики.

В общем, физического понятия от курса математики никто и не требует. Его расскажут на физике. От математики требуется одно: научить её рисовать на графиках, вычислять в формулах, понимать на уровне "как ведёт себя функция, если производная ведёт себя так-то". Для физики требуется, да. Но задача всему этому научить - очевидно математическая.

-- 20.03.2013 17:14:16 --

g______d в сообщении #698857 писал(а):
Oleg Zubelevich в сообщении #698779 писал(а):
g______d говорит именно о полноценном изучении, что меня и шокирует


Я знаю несколько мест, где подобное проводилось. Успешность, впрочем, сильно зависит от года.

Я думаю, Oleg Zubelevich вас в конечном счёте "поймает", сильно завысив планку того, что он подразумевает под "полноценным".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 149 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 10  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group