Спасибо, я знаю эту статью. Чуть дальше:
"О гипермножествах стоило упомянуть
по той причине, что их теория развивалась
параллельно с p-адической теорией,
но независимо от неё, имея свою, существенно
нефизическую область порождающих
идей, которые пришли из
компьютерных наук, проектирования
сложных вычислительных систем, анализа
известных логических парадоксов, теории
игр, социальной сферы, философии и
других <мягких> наук. Было замечено, что
в этих областях при анализе проблем постоянно
появляются запутанные иерархические
схемы и причинно-следственные и
семантические цепочки, циклически и нелинейно
действующие автореферентные
операторы и соотношения, которые невозможно
моделировать нелинейными
дифференциальными уравнениями, как
это принято в физике. Поэтому и был
применён обычный для математики приём - изменение
аксиоматической базы."
Выглядит вполне разумно, но только внешне. Ведь изменение аксиоматической базы должно касаться не определения гипермножеств или p-адической теорией, а их "восприятия" в уже готовом виде. Поясню, невыполнимость аксиомы фундирования для изображения фракталов ни в коем случае не означает, что порождающий фрактал алгоритм должнен быть построен без использования аксиомы фундирования. То есть явно предполагается два уровня наблюдения - от лица порождающего фрактал алгоритма и анализ уже готового фрактала. Причем во втором случае без предварительного субъективного выбора масштаба наблюдение не возможно. Меняя масштаб мы меняем сам фрактал. Так продолжительность береговой линии меняется от масштаба.
Во всех перечисленных случаях "странные" объекты порождаються метатеорией, а практическое применение происходит на уровне теории. Там же, на уровне теории, перестает соблюдаться аксиома фундирования. Эти типичный для математиков способ рассуждения. О том же говорит Macavity, qTorus - берем известные объекты и манипулируем ими известным образом, если в результате что-то перестает соблюдаться (аксиома фундирования или наблюдаемость в случае кирпичей), то это вполне нормально как результат рассуждений. А поскольку в математике все как бы существует одновременно, то никаких подозрений не возникает. У Macavity мы рассуждаем про объекты которые за 10 000 000 световых лет от нас, а у qTorus мы по всем законам ТАУ рассуждаем о ненаблюдаемых характеристиках системы при оговоренном способе налюдаения. Все верно и ошибок не возникает. В том, смысле что четко разграничены уровни и граница никогда не пересекается. Никогда объект ненаблюдаемый для Macavity не станет вдруг наблюдаемым, а у qTorus неуправляемый объект не станет управляемым.
На этом исследования математиков заканчиваются. Не не для физиков. И опыты с кирпичами демонстрируют почему. Когда мы выводим ненаблюдаемость объекта, неуправляемость системы, невыпонимость аксиомы фундирования или неформализуемость кирпичей, мы действуем от лица ОН. Вот только для СН этого явно мало. Ему желательно получить дополнительные сведенья. Если объект ненаблюдаем, то это означает для СН отсутствие способа отличить такой объект от другого объекта с другими свойствами. И СН важно знать в каком диапазоне он может изменять свойства ненаблюдаемого объекта рассуждая о нем. И тут нас ожидает первая неприятность. Самое время вспомнить слова Otez-osnovatel:
"Санитары! Санитары!"
Я присоединяюсь! Почему, вообще, СН должен предполагать существование ненаблюдаемого, если никакие факты не свидетельствуют в пользу этого? Поясню, есть объект, есть описание и есть соответствие описания объекту в случае наблюдаемого. Когда же мы встречаемся с ненаблюдаемым у нас возникает две возможности: объекту нельзя поставить в соответствие описание (ненаблюдаемость, неформализуемость и аксиома анти-фундирования). Это проработано математиками - ОН рассуждает про уронень СН. Второй вариант отстаиваем мы с Otez-osnovatel, когда описание нельзя поставить в соответствие объекту. В первом случае объект фиксирован, а описание гуляет, во втором случае фиксировано описание, а гуляют характеристики объекта. Этот второй вариант полностью равноправен с первым и всегда его сопровождает.
Анализом этого варианты математики не занимались и отказываються заниматься. И я их понимаю, потому что применять математику в этом случае практически невозможно. Всех несогласных нужно сажать в дурдом, по предложению Otez-osnovatel. Как СН собирается применять аксиомы анти-фундирования? Ведь это подразумевает, в случае рассмотрения СН-ом фрактала, что у СН нет и не может быть способа использования каких-либо элементарных понятий, конструирую которые мы можем прийти к описнию фрактала соответствующего наблюдаемому фракталу. То же самое касается ненаблюдаемых объектов вообще, что годиться как выводы ОН про действия или способности СН, то не годиться самому СН в качестве опоры для рассуждений. Даже при отсутствии запрета на способность СН мысленно поставить себя на место ОН.
Фракталы и хаос вообще исследуються не так как обычные наблюдаемые объекты, для них разработаны совершенно иные приемы, основанные на подобии разных частей друг другу. Такой межанизм порождает знание приобретающее смысл лишь в отношении к другому подобному знанию, но не имеющего смысла само по себе. Т.е. роль всесильного метанаблюдателя характеризующего всю физику до сих пор, одним взором охватывающим все необходимые данные, уже не проходит. Уже нельзя так выбрать метанаблюдателя чтобы относительное знание приобрело смысл само по себе. Такой позиции более не существует и нужно разрабатывать другие способы рассуждения. Но именно на таком метанаблюдателе настаивают Macavity, qTorus. Хотя до сих пор с их стороны не было предъявлено описание опытов с кирпичами удовлетворяющее всем критериям научности. Для относительного знания возникают запреты на многие способы рассуждений привычные для метанаблюдателя.
Можно также сказать что математики, утверждая об отсутствии в своем математическом мире времени, почемуто всегда пользуются одновременными событиями и никогда - не одновременными, хотя это совершенно разные вещи. Так метаматематические рассуждения про ненаблюдаемость, неформализуемость и аксиому анти-фундирования почему-то всегда подразумеваються существующими одновременно с теоретическим уровнем для которого эти рассуждения и предназначаются. Но опыты с кирпичами что такой одновременности нет, как и нет жесткой связи теории с метатеорией, как на том настаивают приверженцы метанаблюдателя, и достаточно было возвести вокруг кирпичей стены чтобы это стало очевидным. Хотя нет, для некоторых это не очевидно до сих пор.
Добавлено спустя 9 минут 38 секунд:
Андрей Бунич. Панорама. <i>В. Буданов</i>. "Эссе о динамическом хаосе".
"Повествовательный тон этого раздела присущ классическому метанаблюдателю, способному единым взглядом окинуть поле возможностей или совершать повторные эксперименты. Но взгляд изнутри, жизнь в хаосе радикально меняет сам тип того эпистимологического пространства, в котором происходит вопрошание человеком природы, другого и самого себя, предполагает запрет на многие способы рассуждения, приведенные выше.
Да и сам классический метанаблюдатель - идеализация еще и потому, что он вырван из культурно-исторического контекста, хотя он - дитя своего времени, со своим языком, с фиксированными научными средствами и методологией, но и стоит увеличить масштаб времени, хотя бы до событийного уровня построения конкретных моделей, не говоря уже об эпохах смены научных парадигм, как он сам попадает в условие включенности в систему, в процесс конструирования ее будущего и нового эпистемологического пространства."
http://bunich.ru/panorama/content.php?id=2&gid=25
Добавлено спустя 11 минут 33 секунды:
http://bezbozhnik.narod.ru/arshinov/glIa_ar.htm
"Думается, что плюрализм, многоликость синергетики есть неотъемлемая ее особенность, причем особенность вовсе не временная и преходящая, обусловленная лишь тем, что синергетика становиться. [лишний мягкий знак] Ее многоликость - свойство самой науки эпохи постмодерна, науки, находящейся на постнеклассическом этапе своего развития. Ее многоликость обусловлена многоликостью вовлеченных в познание процессов самоорганизации отдельных школ, направлений и дисциплин. Конечно, сложность познавательной ситуации вызывает напряжение, надежду и ожидания на ее упрощение на основе нахождения неких фундаментальных унифицирующих принципов.
При этом такие ожидания явно или неявно проистекают из веры в возможность становления некоей парадигмы "внешнего наблюдателя", или точнее метанаблюдателя. Однако именно такая возможность самой синергетикой в принципе отвергается. Именно этот тезис я и буду далее во всех его вариантах и оттенках обосновывать."