Задача: Могут ли две прямые иметь одну точку пересечения?
Гм, а не
две точки пересечения? Да, поправил. Просто перенабирал текст и дофантазировал.
У Арнольда взгляды были местами весьма своеобразные, брать его за образец сомнительно. Но "перекос" Бурбаки заслужил критику и многих более умеренных математиков.
Я же и не выдвигал лозунг: "Бурбаки в среднюю школу!" Просто указал две крайние точки: интуитивное изложение vs формальное (Бурбаки). И между ними можно выбирать варианты.
Да нет. На примере геометрии как раз вводятся понятия логики, аксиом, теорем, доказательств. Неформально, но наглядно. Демонстрируют, как чертёж может обманывать, как следует избегать порочного круга рассуждений, и прочее.
Лично у меня после смежных углов все было наглядно. А до смежных углов, там где из аксиом выводятся основные факты, и наглядность хромала, и было все мутновато. Проще говоря, если после смежных углов я чувствовал, что могу доказать самостоятельно любую теорему, и нет никакой нужды в зубрежке, достаточно запомнить принцип. То до смежных углов я в этом не был уверен. Нет ли тут опасности, что учащиеся с первых занятий усвоят, что если появляется теорема, то ее доказательство надо зубрить?
Мне кажется, что эта проблема и была поднята. Несколько первых доказательств в курсе геометрии (1) достаточно очевидны; (2) доказательства выглядят переливанием из пустого в порожнее; (3) некоторые проблемы в понимании. Собственно говоря, я понял, что вопрос в том, как донести до учеников именно эти доказательства. Тут возможны пути:
- предварить математической логикой;
- вообще дать неформальное интуитивное изложение (а-ля алгебра);
- промежуточные варианты, а том числе а-ля Погорелов.
А далее везде можно дискутировать. Если предварять матлогикой, то возникает вопрос, а нужна ли она вообще? А также не нанесет ли это вред геометрической интуиции. Можно вообще забить на аксиомы, и начальные понятия геометрии просто описать человеческим языком. Ну как в алгебре, никто же не приводит аксиоматику действительных чисел по Дедикенду или еще как? А теоремы там появляются со временем в курсе, и все довольны. А если есть необходимость в иллюстрации, как из аксиом строятся математические теории, то тут хороший кандидат арифметика Пеано. Собственно говоря, только после знакомства с этой аксиоматикой я начал немного понимать, как оно все устроено. А геометрия как-то не выполнила этой функции.
Это параллельно дают в алгебре. Там есть переменные (буквы), которые могут иметь, в том числе, одинаковые значения (числа). А здесь пока не вводится переменных, а работа идёт только со значениями (прямыми, точками - геометрическими объектами на плоскости). Для значений, если они совпадают, говорится, что значение - одно. Например, прямая - одна. Это достаточно наглядно. Не забывайте, за партой - семиклассники, которые вчера только таблицу умножения учили. И то, для них Погорелов оказался слишком сложен.
Обозначения скоро появятся и в геометрии: точка A, точка B. Причем точки также могут и совпадать.