2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение09.01.2013, 20:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152

(Оффтоп)

Joker_vD в сообщении #669439 писал(а):
всякая штуковина равна самой себе, и больше ничему не равна. Все остальное — эквивалентность и разбиение на факторклассы. Так что "конгруэнтность" нужна.

Ну, с эквивалентностью они знакомы - хотя бы на примере двух сотенных бумажек.
А про амбивалентность можно и не сообщать...

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение09.01.2013, 20:54 
Заслуженный участник


09/09/10
3729

(Оффтоп)

Munin
Ничего плохого в обзывании конгруэнтности равенством нету. А вот осознавать то, что мы фигуры/тела на/в плоскости/пространстве таскаем/вертим как хотим, хоть они и сделаны из точек, крепко-накрепко прибитых к своему месту... :-)

nikvic
"Они одинаковые, но разные". Сколько можно было бы философствования развести... ох, как бы не зашел тут один товарищ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение09.01.2013, 23:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171

(Оффтоп)

Munin в сообщении #669443 писал(а):
Joker_vD в сообщении #669439 писал(а):
Так что "конгруэнтность" нужна.

Шобы школьники языки сломали? А вы знаете, как они слова переиначивают? Я боюсь представить, что они выдумают...

Да ничего, учились мы в своё время с конгруэнтностью и не ломали :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 00:32 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

--mS-- в сообщении #669526 писал(а):
учились мы в своё время с конгруэнтностью и не ломали :D

Потому что гордо игнорировали. А вот если бы нам задвинули насчёт амбалуентности...

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 12:08 


10/04/12
704
nikvic в сообщении #669421 писал(а):
mustitz в сообщении #669386 писал(а):
Задача: Могут ли две прямые иметь одну точку пересечения?

Гм, а не две точки пересечения? :?:

Да, поправил. Просто перенабирал текст и дофантазировал.


Munin в сообщении #669415 писал(а):
У Арнольда взгляды были местами весьма своеобразные, брать его за образец сомнительно. Но "перекос" Бурбаки заслужил критику и многих более умеренных математиков.

Я же и не выдвигал лозунг: "Бурбаки в среднюю школу!" Просто указал две крайние точки: интуитивное изложение vs формальное (Бурбаки). И между ними можно выбирать варианты.


Munin в сообщении #669415 писал(а):
Да нет. На примере геометрии как раз вводятся понятия логики, аксиом, теорем, доказательств. Неформально, но наглядно. Демонстрируют, как чертёж может обманывать, как следует избегать порочного круга рассуждений, и прочее.

Лично у меня после смежных углов все было наглядно. А до смежных углов, там где из аксиом выводятся основные факты, и наглядность хромала, и было все мутновато. Проще говоря, если после смежных углов я чувствовал, что могу доказать самостоятельно любую теорему, и нет никакой нужды в зубрежке, достаточно запомнить принцип. То до смежных углов я в этом не был уверен. Нет ли тут опасности, что учащиеся с первых занятий усвоят, что если появляется теорема, то ее доказательство надо зубрить?

Мне кажется, что эта проблема и была поднята. Несколько первых доказательств в курсе геометрии (1) достаточно очевидны; (2) доказательства выглядят переливанием из пустого в порожнее; (3) некоторые проблемы в понимании. Собственно говоря, я понял, что вопрос в том, как донести до учеников именно эти доказательства. Тут возможны пути:
  • предварить математической логикой;
  • вообще дать неформальное интуитивное изложение (а-ля алгебра);
  • промежуточные варианты, а том числе а-ля Погорелов.

А далее везде можно дискутировать. Если предварять матлогикой, то возникает вопрос, а нужна ли она вообще? А также не нанесет ли это вред геометрической интуиции. Можно вообще забить на аксиомы, и начальные понятия геометрии просто описать человеческим языком. Ну как в алгебре, никто же не приводит аксиоматику действительных чисел по Дедикенду или еще как? А теоремы там появляются со временем в курсе, и все довольны. А если есть необходимость в иллюстрации, как из аксиом строятся математические теории, то тут хороший кандидат арифметика Пеано. Собственно говоря, только после знакомства с этой аксиоматикой я начал немного понимать, как оно все устроено. А геометрия как-то не выполнила этой функции.


Munin в сообщении #669415 писал(а):
Это параллельно дают в алгебре. Там есть переменные (буквы), которые могут иметь, в том числе, одинаковые значения (числа). А здесь пока не вводится переменных, а работа идёт только со значениями (прямыми, точками - геометрическими объектами на плоскости). Для значений, если они совпадают, говорится, что значение - одно. Например, прямая - одна. Это достаточно наглядно. Не забывайте, за партой - семиклассники, которые вчера только таблицу умножения учили. И то, для них Погорелов оказался слишком сложен.

Обозначения скоро появятся и в геометрии: точка A, точка B. Причем точки также могут и совпадать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 15:36 
Аватара пользователя


08/01/13
246
Судя по всему, проблема заключается в том, как начинать изучение
геометрии. В любом случае на аксиоматике нужно акцентировать внимание. Делать
ссылку на приложение - сводку аксиом. Хотя бы мелким шрифтом.
Для проверки предлагаю опросить своих "мелких" родственников и друзей 7-9 классов. Многие ли читали Приложение, или просматривали его. Потом "сверить" данные.
Если в ВУЗах "синхронизировано" изучение физики (мгновенная скорость),
и матанализа(производная) и других дисциплин. То в школьной программе, возможно, следует согласовать курсы алгебры и геометрии. Поскольку элементы теории множеств и какие-то начала логики даются в курсе "алгебра и основы анализа". Другой вопрос, общаются ли между собой алгебраисты и геометры.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 17:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
mustitz в сообщении #669687 писал(а):
А далее везде можно дискутировать. Если предварять матлогикой... А также не нанесет ли это вред геометрической интуиции.

Я лично не верю в интуицию как нечто "врождённое". Имхо, и по моему опыту, интуиция - это всегда плод опыта, многократного знакомства с какой-то ситуацией, многочисленного применения каких-то знаний, рецептов, в том числе и логики. Интуиция может развиваться. Так что та "геометрическая интуиция", которой обладают семиклассники на первом уроке - это результат многочисленных упражнений с бумажными и пластмассовыми треугольниками и кружками в детском саду и в первых классах. Добавив в неё матлогику, можно помочь развить и вырастить новую, более мощную, производительную и универсальную геометрическую интуицию. А вот помешать этому... наверное, можно, если действовать неуклюже. Но это в любом случае не единственно возможный исход столкновения.

mustitz в сообщении #669687 писал(а):
А если есть необходимость в иллюстрации, как из аксиом строятся математические теории, то тут хороший кандидат арифметика Пеано. Собственно говоря, только после знакомства с этой аксиоматикой я начал немного понимать, как оно все устроено. А геометрия как-то не выполнила этой функции.

Дык. Сначала показывают один пример - вы его воспринимаете как вещь в себе. Потом показывают второй пример - и только видя их, и сравнивая, вы начинаете понимать, что между ними общего.

mustitz в сообщении #669687 писал(а):
Обозначения скоро появятся и в геометрии: точка A, точка B. Причем точки также могут и совпадать.

Такие фокусы в школьных учебниках довольно редки, и могут появляться к концу курса. Разве что Погорелов этим неосторожно развлекался.

Neos в сообщении #669787 писал(а):
Судя по всему, проблема заключается в том, как начинать изучение геометрии. В любом случае на аксиоматике нужно акцентировать внимание.

А вот сразу ли?..

Neos в сообщении #669787 писал(а):
Если в ВУЗах "синхронизировано" изучение физики (мгновенная скорость), и матанализа(производная) и других дисциплин.

Ха-ха три раза. Ни в одном вузе оно не синхронизировано. Физика постоянно требует той математики, которая будет пройдена через пол- - три года, а то и вовсе никогда не будет пройдена (например, вариационное исчисление). И приходится физикам учить студентов "своей математике" самостоятельно. Без чего курсы физики могли бы стать короче раз в 3-5, а некоторые другие - раз в 10-15...

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 18:20 


10/04/12
704
Munin в сообщении #669836 писал(а):
mustitz в сообщении #669687 писал(а):
А далее везде можно дискутировать. Если предварять матлогикой... А также не нанесет ли это вред геометрической интуиции.

Я лично не верю в интуицию как нечто "врождённое". Имхо, и по моему опыту, интуиция - это всегда плод опыта, многократного знакомства с какой-то ситуацией, многочисленного применения каких-то знаний, рецептов, в том числе и логики. Интуиция может развиваться. Так что та "геометрическая интуиция", которой обладают семиклассники на первом уроке - это результат многочисленных упражнений с бумажными и пластмассовыми треугольниками и кружками в детском саду и в первых классах. Добавив в неё матлогику, можно помочь развить и вырастить новую, более мощную, производительную и универсальную геометрическую интуицию. А вот помешать этому... наверное, можно, если действовать неуклюже. Но это в любом случае не единственно возможный исход столкновения.


Поясню свою мысль. Под геометрической интуицией я понимал опыт в работе с чертежами и рисунками. Если добавить больше матлогики, то эта интуиция больше сместится в сторону разных преобразований, более близких к алгебре. Возникает вопрос, насколько это хорошо и что более важно общей массе в повседневной жизни?

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 18:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
mustitz в сообщении #669870 писал(а):
Под геометрической интуицией я понимал опыт в работе с чертежами и рисунками.

А откуда этот опыт берётся? Он как раз на уроках геометрии и нарабатывается, в том числе с применением матлогики, позволяющей искать разные варианты расположения, обманчивые и ошибочные чертежи.

mustitz в сообщении #669870 писал(а):
Если добавить больше матлогики, то эта интуиция больше сместится в сторону разных преобразований, более близких к алгебре.

Не факт, с чего бы это вообще?

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


12/06/09
951

(Оффтоп)

Munin в сообщении #669443 писал(а):
Я боюсь представить, что они выдумают...

Кенгурентность :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:14 


10/04/12
704
Munin в сообщении #669886 писал(а):
mustitz в сообщении #669870 писал(а):
Если добавить больше матлогики, то эта интуиция больше сместится в сторону разных преобразований, более близких к алгебре.

Не факт, с чего бы это вообще?


Следствие из следующих предположений: (1) интуиция это монотонно возрастающая функция затраченного времени; (2) количество часов на геометрию $T$ постоянно; (3) в курсе геометрии время разбивается на работу с символами $t_1$ (интуиция матлогика) и работу с чертежами $t_2$ (геометрическая интуиция); (4) $T = t_1 + t_2$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

olenellus в сообщении #669905 писал(а):
Кенгурентность :lol:

Это ещё ничего. Забавно, но не злобно и не неприлично... Я даже не против :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:17 


11/03/08
524
Петропавловск, Казахстан
Munin в сообщении #669443 писал(а):
Шобы школьники языки сломали?

Это слово убрали именно поэтому. Оно ведь применялось в учебниках геометрии под редакцией Колмогорова.
А вообще, я считаю, что небольшое, разумное введение в матлогику и в теорию множеств полезно. Хотя бы по паре уроков.
В 1992 году меня зав. кафедрой взял "на слабо". И я взял 5-й класс (в универе расписание согласовали). В 6-м классе нашел время на мат. логику. Уроков 5-6. Рассказал про отрицание, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, показал запись, посоставляли таблицы истинности, попроверяли некоторые формулы, ну и порешали логические задачи. Это мне все время помогало в работе до самого их выпуска в 99 г.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
mustitz
Нет, просто при чём там преобразования и алгебра? Это всё появляется на довольно продвинутом этапе: векторы, координатный метод, изучение движений плоскости. И сравнительно независимо от матлогики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
BVR в сообщении #669919 писал(а):
В 6-м классе нашел время на мат. логику. Уроков 5-6. Рассказал про отрицание, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, показал запись, посоставляли таблицы истинности, попроверяли некоторые формулы, ну и порешали логические задачи.

Эх, это бы не ручками, а в т.н. информатике...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Dmitriy40


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group