2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение09.01.2013, 20:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152

(Оффтоп)

Joker_vD в сообщении #669439 писал(а):
всякая штуковина равна самой себе, и больше ничему не равна. Все остальное — эквивалентность и разбиение на факторклассы. Так что "конгруэнтность" нужна.

Ну, с эквивалентностью они знакомы - хотя бы на примере двух сотенных бумажек.
А про амбивалентность можно и не сообщать...

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение09.01.2013, 20:54 
Заслуженный участник


09/09/10
3729

(Оффтоп)

Munin
Ничего плохого в обзывании конгруэнтности равенством нету. А вот осознавать то, что мы фигуры/тела на/в плоскости/пространстве таскаем/вертим как хотим, хоть они и сделаны из точек, крепко-накрепко прибитых к своему месту... :-)

nikvic
"Они одинаковые, но разные". Сколько можно было бы философствования развести... ох, как бы не зашел тут один товарищ...

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение09.01.2013, 23:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171

(Оффтоп)

Munin в сообщении #669443 писал(а):
Joker_vD в сообщении #669439 писал(а):
Так что "конгруэнтность" нужна.

Шобы школьники языки сломали? А вы знаете, как они слова переиначивают? Я боюсь представить, что они выдумают...

Да ничего, учились мы в своё время с конгруэнтностью и не ломали :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 00:32 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

--mS-- в сообщении #669526 писал(а):
учились мы в своё время с конгруэнтностью и не ломали :D

Потому что гордо игнорировали. А вот если бы нам задвинули насчёт амбалуентности...

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 12:08 


10/04/12
705
nikvic в сообщении #669421 писал(а):
mustitz в сообщении #669386 писал(а):
Задача: Могут ли две прямые иметь одну точку пересечения?

Гм, а не две точки пересечения? :?:

Да, поправил. Просто перенабирал текст и дофантазировал.


Munin в сообщении #669415 писал(а):
У Арнольда взгляды были местами весьма своеобразные, брать его за образец сомнительно. Но "перекос" Бурбаки заслужил критику и многих более умеренных математиков.

Я же и не выдвигал лозунг: "Бурбаки в среднюю школу!" Просто указал две крайние точки: интуитивное изложение vs формальное (Бурбаки). И между ними можно выбирать варианты.


Munin в сообщении #669415 писал(а):
Да нет. На примере геометрии как раз вводятся понятия логики, аксиом, теорем, доказательств. Неформально, но наглядно. Демонстрируют, как чертёж может обманывать, как следует избегать порочного круга рассуждений, и прочее.

Лично у меня после смежных углов все было наглядно. А до смежных углов, там где из аксиом выводятся основные факты, и наглядность хромала, и было все мутновато. Проще говоря, если после смежных углов я чувствовал, что могу доказать самостоятельно любую теорему, и нет никакой нужды в зубрежке, достаточно запомнить принцип. То до смежных углов я в этом не был уверен. Нет ли тут опасности, что учащиеся с первых занятий усвоят, что если появляется теорема, то ее доказательство надо зубрить?

Мне кажется, что эта проблема и была поднята. Несколько первых доказательств в курсе геометрии (1) достаточно очевидны; (2) доказательства выглядят переливанием из пустого в порожнее; (3) некоторые проблемы в понимании. Собственно говоря, я понял, что вопрос в том, как донести до учеников именно эти доказательства. Тут возможны пути:
  • предварить математической логикой;
  • вообще дать неформальное интуитивное изложение (а-ля алгебра);
  • промежуточные варианты, а том числе а-ля Погорелов.

А далее везде можно дискутировать. Если предварять матлогикой, то возникает вопрос, а нужна ли она вообще? А также не нанесет ли это вред геометрической интуиции. Можно вообще забить на аксиомы, и начальные понятия геометрии просто описать человеческим языком. Ну как в алгебре, никто же не приводит аксиоматику действительных чисел по Дедикенду или еще как? А теоремы там появляются со временем в курсе, и все довольны. А если есть необходимость в иллюстрации, как из аксиом строятся математические теории, то тут хороший кандидат арифметика Пеано. Собственно говоря, только после знакомства с этой аксиоматикой я начал немного понимать, как оно все устроено. А геометрия как-то не выполнила этой функции.


Munin в сообщении #669415 писал(а):
Это параллельно дают в алгебре. Там есть переменные (буквы), которые могут иметь, в том числе, одинаковые значения (числа). А здесь пока не вводится переменных, а работа идёт только со значениями (прямыми, точками - геометрическими объектами на плоскости). Для значений, если они совпадают, говорится, что значение - одно. Например, прямая - одна. Это достаточно наглядно. Не забывайте, за партой - семиклассники, которые вчера только таблицу умножения учили. И то, для них Погорелов оказался слишком сложен.

Обозначения скоро появятся и в геометрии: точка A, точка B. Причем точки также могут и совпадать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 15:36 
Аватара пользователя


08/01/13
247
Судя по всему, проблема заключается в том, как начинать изучение
геометрии. В любом случае на аксиоматике нужно акцентировать внимание. Делать
ссылку на приложение - сводку аксиом. Хотя бы мелким шрифтом.
Для проверки предлагаю опросить своих "мелких" родственников и друзей 7-9 классов. Многие ли читали Приложение, или просматривали его. Потом "сверить" данные.
Если в ВУЗах "синхронизировано" изучение физики (мгновенная скорость),
и матанализа(производная) и других дисциплин. То в школьной программе, возможно, следует согласовать курсы алгебры и геометрии. Поскольку элементы теории множеств и какие-то начала логики даются в курсе "алгебра и основы анализа". Другой вопрос, общаются ли между собой алгебраисты и геометры.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 17:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
mustitz в сообщении #669687 писал(а):
А далее везде можно дискутировать. Если предварять матлогикой... А также не нанесет ли это вред геометрической интуиции.

Я лично не верю в интуицию как нечто "врождённое". Имхо, и по моему опыту, интуиция - это всегда плод опыта, многократного знакомства с какой-то ситуацией, многочисленного применения каких-то знаний, рецептов, в том числе и логики. Интуиция может развиваться. Так что та "геометрическая интуиция", которой обладают семиклассники на первом уроке - это результат многочисленных упражнений с бумажными и пластмассовыми треугольниками и кружками в детском саду и в первых классах. Добавив в неё матлогику, можно помочь развить и вырастить новую, более мощную, производительную и универсальную геометрическую интуицию. А вот помешать этому... наверное, можно, если действовать неуклюже. Но это в любом случае не единственно возможный исход столкновения.

mustitz в сообщении #669687 писал(а):
А если есть необходимость в иллюстрации, как из аксиом строятся математические теории, то тут хороший кандидат арифметика Пеано. Собственно говоря, только после знакомства с этой аксиоматикой я начал немного понимать, как оно все устроено. А геометрия как-то не выполнила этой функции.

Дык. Сначала показывают один пример - вы его воспринимаете как вещь в себе. Потом показывают второй пример - и только видя их, и сравнивая, вы начинаете понимать, что между ними общего.

mustitz в сообщении #669687 писал(а):
Обозначения скоро появятся и в геометрии: точка A, точка B. Причем точки также могут и совпадать.

Такие фокусы в школьных учебниках довольно редки, и могут появляться к концу курса. Разве что Погорелов этим неосторожно развлекался.

Neos в сообщении #669787 писал(а):
Судя по всему, проблема заключается в том, как начинать изучение геометрии. В любом случае на аксиоматике нужно акцентировать внимание.

А вот сразу ли?..

Neos в сообщении #669787 писал(а):
Если в ВУЗах "синхронизировано" изучение физики (мгновенная скорость), и матанализа(производная) и других дисциплин.

Ха-ха три раза. Ни в одном вузе оно не синхронизировано. Физика постоянно требует той математики, которая будет пройдена через пол- - три года, а то и вовсе никогда не будет пройдена (например, вариационное исчисление). И приходится физикам учить студентов "своей математике" самостоятельно. Без чего курсы физики могли бы стать короче раз в 3-5, а некоторые другие - раз в 10-15...

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 18:20 


10/04/12
705
Munin в сообщении #669836 писал(а):
mustitz в сообщении #669687 писал(а):
А далее везде можно дискутировать. Если предварять матлогикой... А также не нанесет ли это вред геометрической интуиции.

Я лично не верю в интуицию как нечто "врождённое". Имхо, и по моему опыту, интуиция - это всегда плод опыта, многократного знакомства с какой-то ситуацией, многочисленного применения каких-то знаний, рецептов, в том числе и логики. Интуиция может развиваться. Так что та "геометрическая интуиция", которой обладают семиклассники на первом уроке - это результат многочисленных упражнений с бумажными и пластмассовыми треугольниками и кружками в детском саду и в первых классах. Добавив в неё матлогику, можно помочь развить и вырастить новую, более мощную, производительную и универсальную геометрическую интуицию. А вот помешать этому... наверное, можно, если действовать неуклюже. Но это в любом случае не единственно возможный исход столкновения.


Поясню свою мысль. Под геометрической интуицией я понимал опыт в работе с чертежами и рисунками. Если добавить больше матлогики, то эта интуиция больше сместится в сторону разных преобразований, более близких к алгебре. Возникает вопрос, насколько это хорошо и что более важно общей массе в повседневной жизни?

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 18:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
mustitz в сообщении #669870 писал(а):
Под геометрической интуицией я понимал опыт в работе с чертежами и рисунками.

А откуда этот опыт берётся? Он как раз на уроках геометрии и нарабатывается, в том числе с применением матлогики, позволяющей искать разные варианты расположения, обманчивые и ошибочные чертежи.

mustitz в сообщении #669870 писал(а):
Если добавить больше матлогики, то эта интуиция больше сместится в сторону разных преобразований, более близких к алгебре.

Не факт, с чего бы это вообще?

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


12/06/09
951

(Оффтоп)

Munin в сообщении #669443 писал(а):
Я боюсь представить, что они выдумают...

Кенгурентность :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:14 


10/04/12
705
Munin в сообщении #669886 писал(а):
mustitz в сообщении #669870 писал(а):
Если добавить больше матлогики, то эта интуиция больше сместится в сторону разных преобразований, более близких к алгебре.

Не факт, с чего бы это вообще?


Следствие из следующих предположений: (1) интуиция это монотонно возрастающая функция затраченного времени; (2) количество часов на геометрию $T$ постоянно; (3) в курсе геометрии время разбивается на работу с символами $t_1$ (интуиция матлогика) и работу с чертежами $t_2$ (геометрическая интуиция); (4) $T = t_1 + t_2$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

olenellus в сообщении #669905 писал(а):
Кенгурентность :lol:

Это ещё ничего. Забавно, но не злобно и не неприлично... Я даже не против :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:17 
Заслуженный участник


11/03/08
534
Петропавловск, Казахстан
Munin в сообщении #669443 писал(а):
Шобы школьники языки сломали?

Это слово убрали именно поэтому. Оно ведь применялось в учебниках геометрии под редакцией Колмогорова.
А вообще, я считаю, что небольшое, разумное введение в матлогику и в теорию множеств полезно. Хотя бы по паре уроков.
В 1992 году меня зав. кафедрой взял "на слабо". И я взял 5-й класс (в универе расписание согласовали). В 6-м классе нашел время на мат. логику. Уроков 5-6. Рассказал про отрицание, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, показал запись, посоставляли таблицы истинности, попроверяли некоторые формулы, ну и порешали логические задачи. Это мне все время помогало в работе до самого их выпуска в 99 г.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
mustitz
Нет, просто при чём там преобразования и алгебра? Это всё появляется на довольно продвинутом этапе: векторы, координатный метод, изучение движений плоскости. И сравнительно независимо от матлогики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Какая аксиоматика исполь-ся в школьных учебниках геометрии ?
Сообщение10.01.2013, 19:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/10
3152
BVR в сообщении #669919 писал(а):
В 6-м классе нашел время на мат. логику. Уроков 5-6. Рассказал про отрицание, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, показал запись, посоставляли таблицы истинности, попроверяли некоторые формулы, ну и порешали логические задачи.

Эх, это бы не ручками, а в т.н. информатике...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group