mustitz с иронией : " надо предварить курс геометрии курсом математической логики ".
Как ни странно, но какие-то элементы логики давать нужно, хотя-бы пару страниц.
Поскольку логикой учителя и ученики пользуются все равно. Но логикой "доморощенной".
Тогда уже интуитивной. Но иронии никакой нет, в принципе тоже вариант. Математическая логика не настолько уж и сложна. Но в излишней формализации (бурбукиенизации) есть и свои минусы. Арнольду данный подход не нравился.
Но изначально перед авторами учебников была поставлена задача: предоставить построение геометрии на основании аксиом, но без понятий математической логики. Понятно, что в этом случае надо тонко умолчать о некоторых моментах.
Давайте конкретно, из Погорелова:
Цитата:
I. (a) Каковы бы ни была прямая, существуют точки принадлежащие этой прямой и точки не принадлежащие этой прямой. (b) Через любые две точки можно провести прямую и только одну.
Задача: Могут ли две прямые иметь две точки пересечения?
Решение
Если бы две прямые имели две точки пересечения, то через эти точки пересечения проходили бы две прямые. А это невозможно, так как через любые две точки можно провести только одну прямую.
Крутимся, вертимся, извиваемся на сковородке. Как по мне, не хватает предиката равенства. Очень не хватает. Обычная схема то состоит в том, у нас есть прямые
и
, точки
и
, то из
,
,
,
,
следует
. Но это и есть
Ib.
Так что с одной стороны доказательство вроде бы как и логично, а с другой стороны у нас есть интуитивное понятие "одна прямая", которая вносит некоторую путаницу.
А с другой стороны так ли это важно? Просто считаем все в первом параграфе аксиомами, не вникая в доказательства. Возможно начало второго параграфа тоже (смежные углы в сумме дают 180 градусов). Но дальше уже можно двигаться спокойно, без всякой математической логики :)
По крайней мере у меня так было. Все что до смежных углов включительно представлялось эдаким словоблудием. (типа логично, но мутно). А уже после все было понятно (и я так смогу!)